Поздравляем Даниила Крамера с юбилеем

21.03.2020

Сегодня, 21 марта, исполняется 60 лет народному артисту России, легендарному джазовому пианисту, педагогу, композитору, продюсеру, телеведущему, общественному деятелю, члену Совета РМС Даниилу Борисовичу Крамеру.

Будущий музыкант родился в Харькове в семье учителя и врача.

«Мама говорит, что я начал заниматься музыкой, когда мне было три с половиной года, может, четыре... Ко мне пригласили флейтиста, который научил меня, что такое ноты и нотный стан, каким-то общим вещам. Уже через месяц он пришел к родителям и сказал: “Все, что я мог дать ему в общем плане, Даня уже знает, теперь ищите инструмент, на котором хотите его учить”. Маме флейта почему-то не понравилась, решили попробовать меня на фортепиано.

Я думаю, что состоялся позднее как музыкант, потому что всегда имел фантастических учителей, каждый из которых становился мне “мамой и папой”. В моей жизни не было ни одного равнодушного учителя, ни одного дилетанта. Это редкость, но вот так повезло. В Харькове на тот момент жила целая когорта потрясающих педагогов, которые души не чаяли в своих учениках и выращивали таких как Владимир Крайнев, таких как Леонид Чижик, таких как я... Моя харьковская учительница Елена Владимировна Йолис, которая меня буквально выпестовала, сама села на поезд и привезла меня, выпускника музыкальной спецшколы, в Москву, чтобы показать Евгению Яковлевичу Либерману в ГМПИ им. Гнесиных и передать меня “с рук на руки”», — вспоминал свое становление в музыке Даниил Крамер.

Дарование молодого пианиста было отмечено. Уже в 14 лет он стал победителем Республиканского конкурса как пианист (I премия) и как композитор (II премия).

Серьезно занимаясь музыкой, Даниил регулярно покупал в харьковском магазине «Мелодия» классические записи — и однажды натолкнулся на джазовую пластинку японского бигбэнда. Потом друзья его как-то завели в полулегальный подвал, где ребята пробивались к передачам радиостанции «Голос Америки» и играли джазовую музыку, которую услышали. Уже в Москве, учась на первом курсе Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (класс профессора Е.Я. Либермана), Крамер попал на джазовый концерт Леонида Чижика. Так, параллельно с классической музыкой он начал заниматься джазом. В 1982-м, за год до окончания Гнесинки, он получил I премию на конкурсе фортепианных джазовых импровизаторов в Вильнюсе (Литва). В 1983 году Даниил Крамер стал преподавателем музыкального училища имени Гнесиных, чуть позже — солистом Московской государственной филармонии и Москонцерта. С 1984 года он интенсивно гастролирует, участвует практически во всех отечественных джазовых фестивалях. С 1988 года начинается зарубежная концертная и фестивальная деятельность пианиста. Сольные концерты и выступления с различными музыкантами прошли во многих странах: Франции, США, Испании, Австралии, Чехословакии, Италии, Швеции, Венгрии, Польше, Австрии, Германии, Финляндии, Китае, в странах Африки и Центральной Америки. Даниил Крамер участвует во многих крупных международных джазовых фестивалях. Он был избран Почетным членом Сиднейского Профессионального джазового клуба (Professional Musicians’ Club).

С 1995 года Даниил Крамер становится организатором собственной системы джазовых абонементов по всей стране, чтобы поддержать филармоническую деятельность в регионах России.

«Я никогда заранее не готовлюсь к своему выступлению. В большинстве случаев то, что я буду делать, я решаю перед концертом. Я вижу зал, обстановку, погоду на улице, настроение публики, собственное состояние и состояние моих музыкантов, состояние инструментов… это целый комплекс того, что я вижу. И после того, как я все это увидел, я принимаю решение о том, что я буду делать. Почему я и не могу никогда сказать точно, какие вещи буду играть. Однако я могу вам сказать, что мой концерт будет картиной, паззлом из многих составляющих. В каждой песне — свой смысл, и она является частью картины. При этом части паззла никогда не будут похожи друг на друга, общее состояние слушатель получит в конце.

Также я строю свои концерты на нескольких незыблемых принципах. Один из них — в моих концертах нет проходных вещей — каждая композиция самостоятельна, и в идеале должна получаться уникальной. Еще один незыблемый принцип моих концертов — разнообразие во всем. Я работаю калейдоскопично. Мой калейдоскоп — из мелодий может быть веселым или мрачным, но общий его итог, как сказал Моцарт, должен быть — наслаждением. И его должно доставлять все – и грустная, и веселая музыка. Если это не так — что-то не так со мной и концертом», — признавался Даниил Крамер в одном из интервью.

От всей души поздравляем Даниила Борисовича с юбилеем! Желаем неиссякаемых творческих сил, здоровья, бодрости и, конечно, вдохновения!


Возврат к списку