Зрители третьего концерта цикла «Книга книг» совершили музыкальное погружение в атмосферу зимнего праздника
Январский концерт из цикла «Книга книг» стал символичным продолжением рождественских праздников. На этот раз гости музея-заповедника «Царицыно» и зрители онлайн-трансляции услышали музыку, написанную под впечатлениями от библейской истории рождения Христа – сакрального события, положившего начало новой эре христианства. Загадочная страница человеческого бытия явилась основополагающей темой в творчестве большинства художников, писателей и композиторов. Одни писали, пытаясь постичь чудо таинства, другие следовали зову сердца, третьи выполняли заказ высокопоставленных духовных сановников, что совсем не умаляет значения рождённых творений. Поэтому красочный вечер, традиционно организованный Российским музыкальным союзом и Российским еврейским конгрессом, стал больше чем обычным концертом. Зрители не только услышали выдающиеся произведения в исполнении замечательных музыкантов, но и получили блестящую возможность погрузиться в атмосферу создания того или иного шедевра. На протяжении всего вечера ведущая программы и куратор проекта Элеонора Красовская предваряла выступления артистов увлекательной историей написания произведений. Отрадно, что наряду с великими именами в камерном Атриуме Хлебного дома прозвучали не так часто исполняемые авторы, в том числе современные. Вечер открыл Фрагмент из Concerto grosso «Рождественский» ярчайшего представителя итальянского барокко Арканджело Корелли. В отличие от Баха и Вивальди он не был забыт – ему следовали, подражали, его произведения исполняли. Под стать своим великим современникам он оказался не лишён таланта новатора – заложил классическую форму сонаты, скрипичного концерта и был одним из первых, кто использовал пастораль в рождественской музыке. В своём Concerto grosso композитор использовал пастораль в четвёртой части. Фрагмент сочинения, известного как концерт № 8, соль минор, исполнил квартет струнных ‒ Мария Ходина, Анастасия Анисимова, Надежда и Вячеслав Гребенниковы и пианист Борис Давидюк за органом. Лиричная, глубокая и одновременно тёплая, сентиментальная, праздничная музыка изящно погрузила зрителей в неповторимый поток рождественского настроения, который подхватила Ария из «Рождественской оратории» Иоганна Себастьяна Баха. «Не ручей ему имя, а море» – позже говорил о своём великом предшественнике и соотечественнике Бетховен. Стоит заметить, что в Германии празднование Рождества, как у большинства католиков и многих протестантов, и в наши дни продолжается едва ли не целый месяц, предшествующий самой дате. Это так называемый адвент – ожидание рождения Христа. Сегодня, как и прежде, его сопровождают праздничные приготовления, концертные программы, уличная иллюминация, призванные в самые короткие дни года поднять настроение уставшим от холодной зимы и длинных ночей жителям. В своей «Рождественской оратории» Бах объединил шесть ранее написанных специально к празднику кантат. У каждой – своё звучание и своя история, но все вместе они наполнены ликованием, радостью, надеждой, передающими настроение этих дней. Автор текста неизвестен. Большинство исследователей указывают на постоянного «либретиста» композитора Кристиана Хенрици, творившего под псевдонимом Пикандер. Меццо-сопрано Надежда Панфёрова в сопровождении Надежды Гребенниковой (виолончель) и Бориса Давидюка (орган) элегантно воссоздали атмосферу немецкого Лейпцига, где в 1735 году впервые прозвучала оратория. Следующее выступление перенесло публику из рождественской Германии первой трети XVIII века в рождественскую Италию раннего Ренессанса. Наш современник, американский композитор Джордж Крамб в 1979 году, вдохновлённый фресками Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе, создал к картинам знаменитого художника «Маленькую сюиту на Рождество». Своё произведение Крамб дополнил вкраплениями из английских духовных песен XVI века в жанре кэрол, тогда часто сопровождавшихся танцами. Современную музыкальную трактовку классического сюжета рождения Христа довёл до слушателя мастер современной музыки, солист Московского ансамбля современной музыки, профессор Московской консерватории, кандидат искусствоведения, декан факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории Михаил Дубов. К плеяде современников присоединился наш соотечественник Владимир Тарнопольский и его «Троїсті музика» (украинский язык. – Прим. ред.). «Троїсті музика» – это малоизвестный ныне, но широко распространённый исполнительский ансамбль в славянских, братских Украине и Белоруссии XVII–XIX веков. В его составе, как правило, три музыканта, играющих на скрипке, басоле (струнный аналог виолончели), цимбалах. По сути, то же трио. Но в зависимости от «расстановки», в коллективе отлично приживались бубен, барабан, гармонь, танцоры. В прежние столетия для подобных ансамблей сочиняли песни, танцы. Среди авторов текстов известный украинский, русский философ, мыслитель, педагог, поэт Григорий Сковорода. «Читай и познавай Сковороду, учись у украинского Сократа», – писали о нём современники. Один из ведущих российских композиторов, преподаватель Московской консерватории, лауреат премий Дмитрия Шостаковича и Пауля Хиндемита, подвижник современной музыки Владимир Тарнопольский вдохнул новую музыкальную жизнь в произведения Сковороды. Царицынский ансамбль «троистов» в лице Михаила Дубова (фортепиано), Марии Ходиной (скрипка), Надежды Гребенниковой (виолончель) увлёк публику рождественской мелодией в слободскую Украину XVIII века. В стенах Атриума мелодию подхватил «Рождественский концерт» Георга Телемана, жившего в Германии на четверть столетия ранее славянского философа. Один из самых плодовитых композиторов позднего барокко написал более 3000 произведений. Его кантаты сформировали и определили церковную музыку Германии XVIII века. Одна из них, «Рождественская песнь» 1744 года, завершила праздничный концерт. Духовно-музыкальный экскурс, начатый с барокко, совершил праздничный круг через столетия и вернулся к истокам, продлив зрителям радость встречи Рождества.