Композитор Евгений Дога: У композитора не бывает дублей, только один – и совершенный
На XXIV Российском кинофестивале «Литература и кино», который прошел в Гатчине Ленинградской области, состоялся творческий вечер композитора Евгения Доги, члена жюри конкурса. В промежутке между просмотрами фильмов – игровых и документальных – народный артист СССР встретился с жителями города в Детской музыкальной школе имени М.М. Ипполитова-Иванова. Там в роскошном зале проходят филармонические вечера.
Дога широко известен как автор замечательной музыки к фильмам Эмиля Лотяну «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Можно вспомнить и «Мария, Мирабела», «Одиноким предоставляется общежитие», «Королева Марго», «На Муромской дорожке», «Бульварный роман»..
Его песни пели София Ротару («Мой белый город»), Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Мария Биешу, Надежда Чепрага, Мария Кодряну, Лариса Долина, Леонид Серебренников… Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», что называется, ушел в народ — его играют в ЗАГСах, на свадьбах, он звучит в подземных переходах метро, в телефонах… О Доге пишут книги, создают фильмы. Почетный гражданин Кишинева, его имя носит музыкальная школа. В его честь даже названа малая планета 10504.
И, конечно, композитор сел за рояль и исполнил полюбившиеся многим произведения. Показали фрагменты из фильма Лотяну «Евгений Дога». А гатчинской музыкальной школе Евгений Дмитриевич преподнес в подарок свои нотные альбомы — фортепианные и скрипичные, и диски, изданные в Санкт-Петербурге.
Маэстро рассказал, что в последнее время у него часто бывают концерты в больших залах, но ему больше по душе встречи, как в Гатчине: «Такая форма общения мне нравится. Хорошо, если мы будем в диалоге».
Советское образование
– В каждую эпоху есть положительное и отрицательное. Вряд ли бы я стал композитором сегодня. В советское время смог получить образование, какое хотелось. Два образования – и бесплатно. Я родился в молдавском селе, в крестьянской семье, отец погиб на войне, и моя мама не смогла бы заплатить за меня.
Я закончил Кишиневскую консерваторию дважды: по классу виолончели, по классу композиции. После этого понял, что не надо ничего писать. Мне казалось, что я не в состоянии это делать. Преподавал студентам, участвовал в создании учебника по теории музыки. Когда окончил консерваторию первый раз, был паралич левой руки.
Писать активно начал в 30 лет.
Кино
– Однажды еду в троллейбусе, подходит ко мне молодой человек и говорит: «Мы затеяли снять фильм. Вся группа – начинающие. Ищем композитора». Картина называлась «Нужен привратник», печальная судьба у нее, она успешно прошла и тут же ее запретили (про рай и ад).
Так на много десятилетий я связался с кинематографом. Более 200 фильмов на разных студиях бывшего СССР и зарубежных стран.
В последнее время не пишу для кино – не хватает времени. Пишу арии, романсы, инструментальную музыку, есть чем заниматься. Последняя работа была в 2011 году – фильм «Золотая рыбка в городе N».
Как я работаю
– Я все время недоволен тем, что делаю. Но никогда не возвращаюсь к своим работам, не переделываю их. Пишу сразу начисто. Быстро. У композитора не бывает дублей, только один – и совершенный. Кино научило меня работать быстро. Во всех жанрах, я все испробовал.
Меня часто спрашивают: «Как вы пробились?» Я не пробивался, просто делал свое дело.
Откуда берется талант? Никто не знает. Нужно себя анализировать. Мне всегда нравилось нравиться – такая тавтология. Получаю удовольствие, выходя на сцену, хочу видеть реакцию зала, лица. Прошу всегда включить свет. Если не будет отдачи, если в зале будут пустые места, я прекращу выступать.
Кто бы знал, как рождаются песни, музыка… Вальс к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» я написал за одну ночь, но мозг работал заранее, несколько месяцев – как Лотяну дал задание.
Мне повезло с этим вальсом, но и проблемы с ним все время. Всех интересует загадка, как он родился? До сих пор не разгадан код творчества.
Книги для детей
– Еще я занимаюсь всякой «ерундой» – у меня шесть изданных книг, две из них – для детей, про домашних животных. «Амур и его амурные дела» – про кота Амура (ее издали еще и на румынском языке), «Джой и его собачьи дела» – о моем песике.
Я не писатель, мне нравится все время экзаменовать себя на знание языка. Сейчас закончил книгу, это не биография, не мемуары и не новеллы, надо прочитать и понять, что же это. В прошлом году вышла книга обо мне – «Евгений Дога. Жизнь в музыке».
О дружбе
– Часто меня спрашивают о дружбе с Лотяну. У меня друзей нет. Я живу неправильно. Пойти пить пиво, в нарды постучать – никогда на это не было времени. С 1971 года – свободный художник. Вдоль и поперек изъездил весь Советский Союз. С огромным удовольствием и наслаждением писал музыку и продолжаю это делать.
С Лотяну, царство ему небесное, мы были творческими друзьями. Очень хорошо знали друг друга. Но есть предел и у творческой дружбы. Такая же дружба у меня была с поэтом Григоре Виеру, а потом – с Андреем Дементьевым.
Что сегодня
– 20 лет я председатель жюри музыкального конкурса «Одаренные дети России». Дети – наше будущее.
Однажды создал ансамбль для детей 6-7 лет. И название придумал – «Крылатские козявки». Двое из них уже окончили Оксфорд. Не все станут выдающимися артистами. Но необходимо знать свою профессию. Ее надо любить! Задачи были – научить детей слушать музыку, почувствовать в себе артистизм, отвлечь от музыки, которой учат в школе.
По радио и телевидению очень редко передают мою музыку. С культурой – музыкой, литературой – проблема. Я написал музыку для спектакля «Диалоги любви» – оперы или оперетты, уже готовы 54 номера. Не находится драматург, который мог бы написать либретто… Написал балет «Королева Марго» по роману Александра Дюма, но он никому не нужен. Михаил Лавровский создал хорошее либретто… Я счастлив тем, что успели поставить в советское время балет «Лучафэрул» (по мотивам поэмы классика румынской литературы Эминеску).
Часто думаю: когда я перестану мучить фортепиано?