Ярослав Судзиловский: «Новосибирск сохранил мощную школу»
В Новосибирской области прошла первая летняя творческая смена «PROмузыка» для молодых музыкантов. Больше семи десятков духовиков, струнников, клавишников, фольклористов и композиторов репетировали под руководством столичных мэтров. Одним из приглашенных мастеров стал российский композитор, виолончелист, член Совета Российского музыкального союза Ярослав Судзиловский. Представляем вашему вниманию интервью музыканта изданию «Континент Сибирь».
В двух словах о Ярославе не расскажешь. Прежде всего, он председатель МОЛОТа (Молодежного отделения Союза композиторов Российской Федерации). Но он же и руководитель Ассоциации музыки Ярослава Судзиловского (МЯСА). А, может, в первую очередь он титулованный виолончелист, композитор и секретарь Союза композиторов России?
Он создал МОЛОТ, чтобы объединить и усилить молодежное композиторское движение в России, республиках бывшего СССР и даже на территории Евразийского континента. Участники композиторского и музыковедческого отделений учатся и практикуют современное искусство в разных географических реалиях, создавая тем самым единую композиторскую школу XXI века и возвеличивая статус профессии композитора в обществе.
— Ярослав, исполнители редко встречаются с композиторами. Кажется, все привыкли, что композитор или далеко, или совсем вне доступа. Не лучше ли препоручить суету постановки его творения опытному дирижеру?
— Хорошо, если так. Только это возможно при эстетическом родстве, художественном совпадении автора и постановщика. Когда композитор создает свое сочинение, он слышит всю аранжировку, рассчитывает «конвертировать» из своего сознания в общественное без потерь. И если дирижер восприимчивый и внимательный, то получается ярко и комфортно для всех. Но частенько проходит не слишком гладко, это сильно осложняет работу. И вот тогда композиторы сами становятся за пульт.
— Как вы оцениваете эту первую в Сибири смену?
— Исторически вы живете намного ярче и интереснее, чем мы, москвичи. Люди в Сибири настолько отзывчивые, что это иногда даже шокирует! Европейцы отягощены тяжелой историей, а у вас не было крепостного права, на вашей территории не было войны, ваши города не сжигали и не ломали танками, у вас не было блокады. От этого, мне кажется, вся ваша обезоруживающая легкость. Вы вольные, не запуганные. Это я о хорошем, но есть и другая сторона медали. Дисциплина! В Питере и Москве дисциплина железная. У нас генетически впечатанная в каждого артиста вертикаль: дирижер сказал — ты сделал. Опоздание на репетицию смерти подобно. Репрессии гарантированы, никто не хочет их на себе пробовать. Верят на слово. А в Сибири многие норовят проверить.
— Мы действительно настолько отличаемся?
— Вы другие. Я поражаюсь этому культурологически. Я никогда не был в Новосибирске по-настоящему. Я приезжал, меня встречали в аэропорту, везли на концерт, кормили и отвозили назад. Это совсем не то же самое, что жить две недели с сибирской молодежью под одной крышей.
Профессионально вы хороши. Новосибирск сохранил мощную школу. Можно выделить и струнные (все же здесь преподает Захар Брон), и ваши замечательные духовые. Вот у красноярского кларнетиста — уровень Мариинского театра! Ваши ребята — они … не знаю даже, как объяснить… они простые. Я уже отвык, что нет системы подчинения. У меня, например, не было такого, чтобы после пяти строгих выговоров ничего не изменилось.
— Вам не хватает репрессивных мер!
— Да как на них строжиться?! Люди-то добрые, улыбчивые, талантливые. Просто делают, что хотят. И при этом замечательно играют. Результат есть! Просто достигается он не так, как в Москве. Студентом я по десять часов в день занимался у народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской. Если бы я хоть раз опоздал, сразу вылетел бы… из окна вместе с виолончелью и нотами. Вот и я, каюсь, не удержался, гаркнул на сибирских ребят. Но они не обиделись. Не записали меня во враги, не сказали, что москвич устраивает свои порядки! Вообще ничего не произошло. Играют все лучше и лучше. В своем режиме.
— Насколько наши ребята погружены в современное искусство, они исполняют произведения ныне живущих?
— Конечно! У вас блестящие школы, здесь работал гениальный Курензис. Так что студенты на семинар собрались подготовленные.
— В этом и заслуга новосибирского председателя Союза молодых композиторов Ильи Ильдеркина. Он бьется над продвижением талантливой молодежи который год, хотя особой поддержки и площадок у него нет…
— Я к нему очень хорошо отношусь и верю, что все у него получится. Я не знаю, что в головах у этой молодежи. Она все время молчит и делает, что хочет. Меня не отпускает чувство, что нужно гораздо больше проектов реализовывать в Сибири. Дальний Восток, национальные республики — там мы уже активно работаем. А в огромной Сибири я, по сути, впервые! Я специально создал международную гильдию молодых композиторов, чтобы у наших ребят была возможность ездить по всем городам, не только в Москву, но и в Минск, в Прагу, в Варшаву… Фестивали, семинары, летние школы дают ошеломляющий эффект.