Михаил Брызгалов: «Духовой оркестр – это всегда ярко, радостно и красиво»
Духовая музыка – самый демократичный вид музицирования, который когда-либо был изобретен, – он ближе всего к народу, заявил в своем интервью «Приморской газете» президент Ассоциации «Духовое общество» имени Валерия Халилова, генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета Российского музыкального союза Михаил Брызгалов. Он побеседовал с редакцией по завершении I Всероссийского фестиваля-конкурса детских духовых оркестров «Дальневосточные фанфары», который проходил с 4 по 24 сентября.
«Давайте вспомним свои ощущения, когда звучит духовая музыка ― улыбка сразу на лице! Духовой оркестр ― это всегда ярко, радостно и красиво», – отметил он.
Отвечая на вопрос о том, почему для проведения конкурса был выбран именно Дальневосточный и Сибирский округа, Михаил Брызгалов подчеркнул, что в этих регионах видит большой творческий потенциал.
«Очень большие территории, много талантливых людей и «громких» событий в сфере культуры. Сейчас мы точно понимаем, что год назад, когда только зародилась идея провести данный фестиваль, не ошиблись. Хорошо помню репетицию в первый день смены. Надо понимать, что ребята-духовики, которые участвует в фестивале – из разных регионов, с разным уровнем подготовки. И, конечно, звучание оркестров оставляло желать лучшего поначалу. Но уже к закрытию смены это был совсем другой сводный оркестр, который играл просто фантастически – ну, а гала-концерт фестиваля стал настоящим детским духовым шоу! За три недели была проведена грандиозная работа ведущими специалистами в области духовой музыки: мастер-классы с ребятами, ежедневные репетиции, каждому рассказывали о музыке, о нюансах и тонкостях исполнения произведений».
По мнению Михаила Брызгалова, было важно организовать фестиваль именно на территории Сибири и Дальнего Востока, чтобы музыкальные инициативы реализовывались не только в центральной части страны, но и в регионах.
Помимо этого, в рамках беседы он рассказал о деятельности и планах Российского национального музея музыки, в том числе упомянул о недавнем переименовании учреждения.
«Да, теперь это Российский национальный музей музыки. Ранее было следующее название – Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Я и сегодня часто говорю о том, что это не было формальным переименованием. Само время подсказало нам этот шаг. В состав объединения входит шесть музеев в Москве. Сегодня РНММ – крупнейший музыкальный музей России. И самое главное: ранее это был музей прежде всего для специалистов, профессионалов, а сегодня – для всех. Потому что музыка – это то, что сопровождает нашу жизнь постоянно. Ее необязательно слушать в концертном зале, она играет на улице, в магазинах, по радио. К тому же мы особое внимание стали уделять сохранению музыкального культурного наследия, в особенности современного. Это важная часть концепции», – сказал Михаил Брызгалов.
По его словам, в 2018 году на Санкт-Петербургском международном культурном форуме руководители музыкальных театров, музеев, филармоний, концертных организаций договорились о том, что в каждом учреждении будут созданы комиссии, которые в конце года займутся отбором стоящих внимания афиш, аудиозаписей, публикаций и прочих артефактов с целью их дальнейшей передачи в музыкальные музеи.