Алексей Шалашов: «Музыка воспринимается острее в периоды испытаний»
С 20 марта в Московской филармонии запущена серия онлайн-концертов «Домашний сезон»: в условиях карантинных мер они проходят без публики, в часовом формате. Открыл проект Денис Мацуев, собрав у экранов компьютеров, смартфонов и других гаджетов более 1,6 миллиона зрителей. О том, как готовился «Домашний сезон», редакции журнала «Музыкальная жизнь» рассказал генеральный директор Московской филармонии, член Совета Российского музыкального союза Алексей Шалашов.
Корр.: Алексей Алексеевич, прежде всего, позвольте вас поздравить. Формат трансляции оказался очень удачным и качественным по драматургии. Смотрится как кино, фактически без швов, лишних пауз. Прекрасный выбор ведущего: Ярослав Тимофеев обращается к зрителям с очень точными и нужными словами. Вы сами волновались за результат?
А.Ш.: Конечно. Должен сказать, что наша команда сработала просто грандиозно – за пять дней подняли проект, который в другой ситуации готовился бы месяц. Продумали невероятное количество деталей, прежде всего технических. Трансляция концерта-открытия впервые шла в двух форматах: в HD и в 4K. Технические службы филармонии и наших уважаемых партнеров проделали сложнейшую работу по коммутации новой аппаратуры, филармонические операторы и режиссеры в кратчайшие сроки освоили ее. Сложность заключалась еще и в том, что транслировать надо было одновременно и в обычном HD-формате – для тех, у кого пропускная способность интернета недостаточна для 4К, а также для зарубежных компаний, которые работают в HD, и в 4К – для ряда партнеров и соцсетей, которые уже работают с новым сигналом. Кроме того, параллельно шло подписание договоров, решались вопросы прав на трансляцию – все успели сделать за несколько дней, охваченные грандиозным энтузиазмом. Так что я горжусь моими коллегами.
Корр.: Вы также смотрели и слушали игру Дениса Мацуева онлайн. Каковы ваши художественные впечатления?
А.Ш.: У меня было ощущение, что игра Дениса Мацуева в этот вечер была особенно сокровенной, имела особую эмоциональную окраску. Ведь музыка воспринимается острее в периоды испытаний, катаклизмов. Я всем своим существом почувствовал, что исполнение приобрело какую-то пронзительность. Это исходило от Дениса, и его настрой передавался нам.
Корр.: Мне показалось, что Денис был предельно сконцентрирован, еще в большей степени, чем когда он выходит на сцену, где публика сразу его встречает громовыми овациями и подогревает кураж.
А.Ш.: Согласен. Денис – кумир публики, его всегда окружает атмосфера любви и признания. А тут он словно попал в другой мир, который надо завоевать. Я сейчас немножко фантазирую, но действительно – концерт получился исключительным по воздействию. Меня тронули не только «Времена года» Чайковского, но и джазовые композиции, пронизанные в этот вечер какой-то лирикой, философской глубиной.
Корр.: Мы и сами неожиданно попали в другую реальность, где устанавливаются иные правила жизни. Какой опыт придется извлечь артистам?
А.Ш.: Каждый наверняка станет хоть чуть-чуть другим после пережитого. Еще неизвестно, какой путь мы пройдем до восстановления привычного ритма жизни. Я верю, что наша публика ждет возобновления концертов, встречи со своими любимыми артистами. Главное, чтобы люди перестали бояться болезни – за близких, за детей и наших старших.
Корр.: Когда резко приостановили деятельность театров и концертных залов, встал вопрос возврата денег за купленные билеты. Я читала реплики директоров драматических театров, которые говорили о финансовых сложностях в этом вопросе.
А.Ш.: Некоторые концерты мы перенесли, некоторые – отменили. Мы сразу объявили порядок возврата, и каждый слушатель вправе вернуть билет даже на перенесенный концерт. Но еще до введения карантинных мер люди стали беспокоиться и значительно меньше покупать билеты.
Корр.: Это относится к продаже абонементов?
А.Ш.: Не только, к текущим концертам сезона тоже. Тем не менее, я подходил на днях к кассам зала имени Чайковского: люди покупают билеты на апрельские даты. Это радует и согревает – очевидно, что наши слушатели надеются, что жизнь вернется в свою колею.
Корр.: Государство вас поддержит в этот период, когда фактически филармония не может зарабатывать на сборах?
А.Ш.: Надеюсь, что да. Во всяком случае, такая позиция была озвучена нашим учредителем – Министерством культуры России.
Корр.: Вернемся к онлайн-концертам. Понятно, что «Домашний сезон» – это акция, жест поддержки и солидарности. Но как жить артистам и самой филармонии, если ситуация продлится и дальше? Ведь не секрет, что в ряде регионов уже отменили все публичные формы досуга до конца апреля.
А.Ш.: У нас в штате находятся только коллективы. Солисты, как и во всем мире, приглашенные. В обычной ситуации они получают гонорар в соответствии со сбором, как сейчас поступать – сложный вопрос, мы будем думать. Пока «Домашний сезон» – благотворительный проект, рассчитанный на короткий период. Если ситуация примет затяжной характер, придется перестраиваться. Конечно, все артисты готовятся, выкладываются, и несправедливо, что они играют бесплатно. Поэтому мы пошли на беспрецедентное расширение аудитории за счет трансляций не только на сайте Московской филармонии, но и на портале Культура.рф, на нашей странице ВКонтакте, в социальных сетях и на площадках партнеров. Ведь у этого проекта есть разные задачи: дать слушателям ощущение, что ничего не прервалось, что музыка с нами, а артистам – понимание того, что они нужны огромному количеству людей, что их игра вызывает колоссальный восторг, что они приобретают очень много новых поклонников.
Корр.: Аудитория про запас?
А.Ш.: Ну почему? Классическая музыка обладает важным свойством: ты долго накапливаешь своих слушателей, но они, как правило, затем остаются с тобой надолго. Есть сферы, где успех завоевывается быстро, и так же быстро теряется. В нашей области – не так.
Очень важную мысль сказал Ярослав Тимофеев: музыка – это что-то сокровенное, что рождается здесь и сейчас. Когда ты непосредственно присутствуешь на концерте в зале, ты ждешь, что станешь свидетелем чуда. Именно для этого мы запустили онлайн-концерты – чтобы дать людям возможность приобщиться к этим высоким моментам.
Корр.: Все же это – вынужденная мера. Перейти только на дистанционный режим и онлайн-трансляции мне бы не хотелось. Обстановку в зале, ощущение единения и соборности ничем не заменить.
А.Ш.: А кто к этому призывает?
Корр.: Сейчас вокруг столько разговоров, что надо срочно освоить дистанционные формы обучения, все изучать в онлайн-режиме, что невольно возникает мысль: может нас хотят перевести искусственным образом в такой формат…
А.Ш.: Знаете, у меня есть огромное количество отзывов людей из регионов, они со слезами выходят из виртуальных концертных залов и не знают, как благодарить не только за прямые трансляции, но и за возможность смотреть архивные записи из нашего каталога. Ведь сколько у нас маленьких городков, поселков, где живет 15-20 тысяч человек, и концертного зала там никогда не будет. Ездить на концерт в ближайший крупный город на машине, как в Европе, не у всех есть возможность. Вопрос стоит просто – или виртуальный зал, или ничего.
Одно дело столица, Москва, где мы можем выбирать, какой зал нам нравится по акустике больше, какой – меньше. Мы здесь судим по гамбургскому счету, и нам нужно держать эту высокую планку, чтобы оставаться на первых ролях в мировом культурном пространстве. Но есть и другая сторона медали, есть города, где практически нет доступа к академическому искусству. За последние годы мы вывели на концертную орбиту целое поколение молодых талантливых музыкантов, многие из них родились и выросли в регионах, в таких вот малых городах. Но чтобы зерно проросло, нужно иметь почву, нужно, чтобы дети где-то услышали классическую музыку. Все взаимосвязано. Поэтому я двумя руками «за» виртуальные концерты.