Член Совета РМС Олег Иванов: «Непреклонно идти к свету!»
Коллеги народного артиста России, члена Совета Российского музыкального союза (РМС) Олега Иванова часто подчеркивают, что его песни отличают яркая мелодическая индивидуальность, бережное отношение к русскому слову и тот неповторимый творческий замес, который идет от сибирской народной музыки и характера, личности самого композитора, любящего жизнь, свои родные края…
В июле Олегу Борисовичу вручили премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2017–2018 годы. Премии Союзного государства присуждаются за значительный вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией и вручаются один раз в два года. Редакция белорусской газеты «7 дней» узнала у именитого артиста о том, что связывает его с Беларусью, как приходит вдохновение и есть ли будущее у современной музыки.
– Олег Борисович, знаем, что вы не мечтали стать композитором с детства. Даже успели окончить медицинский университет. Что так резко изменило вашу судьбу?
– С первых дней своей жизни, которые я могу вспомнить, музыка всегда была рядом. Это русские и украинские народные песни, которые мы пели с бабушкой Аней соседям по большой коммунальной квартире в заполярном Норильске. Пение в школьном хоре 27-й средней школы Барнаула, где я учился (параллельно обучался игре на фортепиано в музыкальной школе). В алтайском медицинском институте на первом курсе начал писать свои первые песни. Они исполнялись солистами институтского эстрадного ансамбля, которым я руководил все шесть лет учебы. Писал музыку и песни для студенческого театра миниатюр и институтского КВН.
Резко изменила мою судьбу песня «Товарищ» на стихи А. Прокофьева. Песня в мае 1970 года победила на Всесоюзном конкурсе, организованном радиостанцией «Юность». Он был посвящен 25-летию Великой Победы. Уже через несколько дней после первого радийного эфира «Хлеба горбушку, и ту – пополам!» в буквальном смысле запела вся страна!.. В то время я заканчивал пятый курс института. Летом того же года стали популярными песни «На чем стоит любовь», «Горлица», а позднее «Песня, моя песня» и «Тебе все равно» (ВИА «Веселые ребята», «Лада», «Самоцветы»). Осенью к нам в город приехал профессор Новосибирской консерватории композитор Георгий Николаевич Иванов. Прослушав мои песни, он предложил мне на будущий год (после окончания института) обучаться композиции в его классе в консерватории, что я и сделал, несмотря на заманчивые медицинские перспективы, которые мне обещал ректор мединститута Виталий Николаевич Крюков. Одновременно учился в консерватории и три года работал разъездным врачом скорой медицинской помощи столицы Сибири.
Недавно в разговоре с руководителем легендарного Кубанского хора Виктором Гавриловичем Захарченко я узнал, что в 1972 году, когда мы еще не были знакомы, холодной сибирской зимой заболела его дочь. В приехавшем молодом враче он узнал композитора Олега Иванова. Вот так неожиданно переплетаются судьбы и жизни людей.
– Расскажите, как приходит вдохновение…
– Как правило, некое волнение возникает при чтении «своего» стихотворения. Это предтеча, после которой сажусь за инструмент. Иногда инструмент не нужен – мелодия рождается внутри. Она звучит обычно не до конца. Не сразу. Не вся. Доходишь до какого-то тупика – стоп! Обрыв! И, как на магнитной ленте, начинаешь прокручивать все с начала, чтобы дойти до заветного финиша.
– Несомненно, до такого заветного финиша дошла ваша песня «Олеся», ставшая одним из музыкальных символов наших братских народов. Чем вызван такой успех? И как эта композиция попала в репертуар «Сябров»?
– Успех песни «Олеся», как мне кажется, был подготовлен необыкновенно ярким, романтическим рассказом Куприна «Олеся». Фильмом «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли. И, конечно же, в первую очередь сказочными стихами поэта Анатолия Поперечного. Песню я написал в непростом в моей личной жизни 1978 году в Новосибирске. Очевидно, бурные переживания способствовали колоссальному эмоциональному и энергетическому выбросу, родившему лирические мелодии песен «Олеси» и «Горького меда». Писал же я «Олесю» для моего любимого ансамбля «Песняры». Но на Центральном телевидении, где показал песню, сказали, что даже для такого великого ансамбля двух «Олесь» будет много («Песняры» пели тогда на белорусском языке одноименную замечательную песню Игоря Лученка).
Посоветовали отдать песню ансамблю «Сябры», работавшему тогда в Гомельской филармонии. Когда зазвучали первые звуки «Олеси» в исполнении «Сябров» в Доме звукозаписи, я ощутил невероятное чувство. Сказочное. Эта песня моя? Нет, не моя песня! Я не мог так написать!
Это счастье! Успех песни был ошеломляющим. В России, а не только в Беларуси и в Украине, на волне популярности песни, появились тысячи Олесь, теперь уже не в одном поколении. Так счастливо началась моя дружба с ансамблем «Сябры» и его золотым голосом Анатолием Ярмоленко. «Глухариная заря», «Родная деревня», «Завалинка», «Печки-лавочки», «У криницы», «Лесная колдунья», «На полатях», «Мамин крестик» и десятки других песен, исполненных этим легендарным коллективом, составили уникальный многолетний российско-белорусский творческий проект.
– Вы как-то с особой теплотой говорите о Беларуси…
– Мне трудно объяснить словами свою любовь к Беларуси. Это все на уровне чувств, что-то генетическое. Это наше великое общее прошлое. Наше нерасторжимое настоящее. Наше единство – главное условие реального светлого будущего.
– Если уже мы заговорили об исполнителях ваших песен, то с кем еще из белорусских артистов работали?
– «Песняры», «Верасы», «Белорусские песняры», Александр Тиханович и Ядвига Поплавская, Дмитрий Колдун, Руслан Алехно – это не полный список белорусских исполнителей, с которыми я работал и работаю.
– Как композитор, какие изменения чувствуете в музыкальных вкусах публики в последние годы?
– Современная молодежная песня, как мне кажется, отражает свое время. Во многом она играет обслуживающую фоновую роль, где главное – вписаться в нужный радийный или концертный формат. И зачастую звучат песни, похожие одна на другую. И, не дай бог, появится большая поэтическая строка или мелодия на разрыв. Это же отвлечет человека от работы. Заставит его переживать, думать о том, что он услышал. Вот так и живем! Конечно же, есть приятные песни, написанные и исполненные талантливыми авторами, использующими тот современный музыкальный арсенал средств, что позволяет привлечь многочисленную молодежную аудиторию. Только, собравшись за столом или сидя на завалинке, поют не эти песни, а, как правило, сочиненные в иные времена.
– О чем вы жалеете в своей жизни?
– Многое, по разным причинам, я не смог реализовать. Но надеюсь, что есть еще силы и время.
– Олег Борисович, что бы вы хотели пожелать молодым артистам? Как найти свою дорогу к счастью начинающим исполнителям?
– Молодым желаю не жалеть себя в работе. Веры в себя и свое предназначение. Стараться не обращать внимания на тех, кто тебе мешает.
Непреклонно идти к свету, и победа обязательно будет за вами!
Источник: www.7dney.by