Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского и Российский музыкальный союз представляют проект ансамбля «Студия новой музыки» к 100-летию Октябрьской революции — цикл концертов «Красное колесо»

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

и Российский музыкальный союз

представляют проект ансамбля «Студия новой музыки»

к 100-летию Октябрьской революции — цикл концертов «Красное колесо».

Впервые слушателям будет явлен практически полный спектр советской камерно-оркестровой музыки послереволюционного периода. Уникальность проекта связана с идеей возвращения ценностей и интонаций эпохи, все более отдаляющейся от нас. «Красное колесо» — это антология раритетов, искусственно выведенных из сферы общественного внимания и концертной практики. Ни одно из сочинений программ не входит в репертуарный лист какого-либо российского коллектива, и в этом смысле «Студия новой музыки» вновь выступает первопроходцем.

18 сентября

в Рахманиновском зале консерватории

состоится первый концерт цикла, начало в 19.00

перед концертом в 17.30 в конференц-зале консерватории пройдет

пресс-конференция

Аккредитация: Вера Серебрякова, тел. +7 910 4187349, news@ccmm.ru

Спикеры:

Соколов Александр Сергеевич, ректор Московской консерватории, доктор искусствоведения, профессор

Клевицкий Александр Леонидович, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Российского музыкального союза

Задерацкий Всеволод Всеволодович, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, председатель Гильдии музыкознания Российского музыкального союза

Барсова Инна Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории

Художественный руководитель проекта, профессор Владимир Тарнопольский: «Мне кажется, этот цикл станет важным событием в концертной жизни Москвы. Это результат многолетнего научного и творческого исследования и селекции огромного количества музыкальных событий революционного периода. Никогда еще музыкальная панорама того времени не была представлена так широко, во всех своих противоречиях и в то же время — так целостно».

… «Слушайте музыку революции!» – призывал в 1918 году Александр Блок. Подобно тому, как вдребезги раскололась осенью 1917-го русская жизнь, так и русская классическая музыка распалась на массу течений и индивидуальностей, раскиданных по всему свету. Коллективный портрет музыки «по периметру» Красного колеса включает сочинения Прокофьева и Шостаковича, Задерацкого и Щербачева, Рославца и Мосолова, Попова и Половинкина, Попова, Шиллингера, Животова. Все это вместе отражает пестрый и разноголосый мир русского музыкального искусства рубежа 1910-х–1920-х годов.

Четыре концерта «Студии новой музыки» пройдут в Рахманиновском зале Московской консерватории: 18 сентября, 11 октября, 2 ноября, 3 декабря.

 «Четыре концерта «Студии новой музыки» – это полный оборот красного колеса русской и мировой истории, заскрипевшего и сдвинувшегося под залпы первой мировой и выкатившегося по ухабистому бездорожью «ревущих двадцатые» на гладкий автобан тоталитаризма. Мы удерживаемся на спице этого колеса, как Бастер Китон на стрелке башенных часов, и видим, внизу, справа и слева то огненные знаки пророков и провозвестников революции, то безумие звучащего мира машин, то полыхающие деревни. Композиторы в растерянности: старые формы рухнули вместе со старым миром. Нет звуков, нет красок, чтобы описать все, что происходит. Изобретаются новые инструменты, новые музыкальные строи. Музыка пишется даже на тексты газетных объявлений.

Вся эта жестокость и трепетность, рациональность и мистика времени слышна в музыке нескольких поколений русских композиторов, писавших в СССР и в эмиграции. Не важно, известны ли их имена всему миру, или забыли о них надолго – красная линия окружности непрерывна, и на ней важна каждая точка. А нам важно представить слушателям наиболее полную картину этого движения, без фикций и реконструкций» (научный сотрудник Научно-творческого центра современной музыки, доцент Федор Софронов).

Концерт 1

18 сентября 2017, понедельник

Рахманиновский зал консерватории 

Предчувствия и дисциплина чувств

К юбилею Инны Алексеевны Барсовой

Николай РОСЛАВЕЦКамерная симфония №1 (1927)
Гавриил ПОПОВКамерная симфония (Септет) (1927)
Александр МОСОЛОВСтрунный квартет №1 (1926)
Александр МОСОЛОВЧетыре газетных объявления для голоса и фортепиано (1926, переложение для голоса и камерного оркестра Э. Денисова, 1981) Екатерина Кичигина, сопрано Ансамбль «Студия новой музыки» Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов   Квартет «Студия новой музыки»

Концерт 2

11 октября 2017, четверг

Рахманиновский зал консерватории 

Плюс электрификация всей страны!

Всеволод ЗАДЕРАЦКИЙКамерная симфония (1935)
Всеволод ЗАДЕРАЦКИЙСоната № 2для фортепиано (1928)
Леонид ПОЛОВИНКИНЭлектрификат (1925)
Иосиф ШИЛЛИНГЕРПервая аэрофоническая сюита (1929)  
Владимир ЩЕРБАЧЕВНонет (1919)   Олеся Ростовская, терменвокс Даниил Екимовский, фортепиано Ансамбль «Студия новой музыки» Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов  

Концерт 3

2 ноября 2017, четверг

Рахманиновский зал консерватории 

Иди товарищ к нам в колхоз! Деревня и революция

В рамках фестиваля «Московская осень»

Александр МОСОЛОВЗавод. Музыка машин переложение для ансамбля (1928)
Александр МОСОЛОВТракторная бригада въезжает в колхозную деревню (1926). переложение для ансамбля Роланда Фрайзитцера, Австрия (2017)
Дмитрий ШОСТАКОВИЧФрагменты из балета «Болт» (1931)
Сергей ПРОКОФЬЕВ«Поезд с мешочниками» «Молоты» из балета «Стальной скок» (1927)
Арман ГУЩЯНОб-Л-ИК-И для ансамбля и звуковой дорожки (2014)
Алексей СЫСОЕВСolpugno для ансамбля, двигателей и сирен (2013)
Александр ВУСТИНВетеркантата на тексты Александра Блока из «Двенадцати» (2012)
Александер КАЙЗЕРНовое сочинение (2017) Мировая премьера
  Ансамбль «Студия новой музыки»   Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов Ансамбль Дмитрия Покровского

Концерт 4

3 декабря 2017, воскресенье

Рахманиновский зал консерватории

Конструкции

Николай РОСЛАВЕЦКамерная симфония № 2 (1935)
Алексей ЖИВОТОВФрагменты для нонета (1929)
Сергей ПРОКОФЬЕВТрапеция, квинтет для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса op. 39 (1924)   Ансамбль «Студия новой музыки» Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов