Российский музыкальный союз представил концертную программу по библейским мотивам

Первая строка из Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» послужила названием первого концерта из цикла «Книга книг», посвящённого музыкальным произведениям, созданным композиторами в размышлениях над текстами Ветхого и Нового Завета – Вечной книги, к которой обращались классики и в которой продолжают черпать вдохновение наши современники. В Атриуме Хлебного дома музея-заповедника «Царицыно» состоялся первый концерт проекта, организованного Российским музыкальным союзом в партнёрстве с Российским еврейским конгрессом (РЕК). На протяжении пяти месяцев зрители услышат камерную музыку разных эпох – от барокко и классицизма XVII века до минимализма и авангарда XX–XXI веков. Куратор и ведущая нынешнего и последующих концертов Элеонора Красовская посвящает зрителей в историю создания произведений, погружает в истоки их появления – библейские сюжеты и легенды. Музыка звучит в исполнении постоянных солистов арт-сообщества Musica Grande – лауреатов всероссийских и международных музыкальных конкурсов, солистов ведущих музыкальных театров. Вместе с ними в концертах принимают участие приглашённые артисты. В программе ноябрьского вечера ‒ выступления меццо-сопрано Надежды Панфёровой, сопрано Валерии Головко. Инструментальную часть представил струнный ансамбль Musica Grande. Главная скрипка – Мария Ходина (художественный руководитель ансамбля «XX век»), вторая скрипка – Анастасия Анисимова, альт – Вячеслав Гребенников, виолончель – Надежда Гребенникова. Среди приглашённых музыкантов пианист Александр Антонов и органистка Юлия Лихачёва. Почти двухчасовой экскурс в библейскую историю открылся Псалмом для струнных инструментов Арво Пярта. В сентябре эстонскому композитору, признанному классику современности исполнилось 86 лет. Кстати, по-гречески «псалом» означает «перебирать пальцами, щипать струны» и соответствует еврейскому «мизмор» – «создавать музыку во имя Бога». Так в одном жанре и термине сошлась суть всего цикла. Вечер продолжился «Чтением впотьмах» классика XVI–XVII веков Франсуа Куперена, написанным французским композитором по текстам «Плача Иеремии» – поэтического реквиема по разрушенному Иерусалиму. В оригинале четыре из пяти песен ветхозаветного текста написаны акростихом: 22 строфы соответствуют числу букв еврейского алфавита. Музыкально вписаться в поэтическую канву смогли только представители французского барокко. Куперен выдержал заданные каноны. «Плач Иеремии» исполняется при свечах, в предрассветные часы католической службы в Великий четверг, Великую пятницу и Великую субботу. После исполнения каждой из песен гасится одна из свечей. По окончании последней храм погружается в темноту. В атмосфере Атриума Хлебного дома произведение Куперена прозвучало особенно проникновенно. Не менее интересно был представлен незаконченный Фортепианный квартет ля минор Густава Малера. Сегодня он один из самых исполняемых композиторов в мире, но при жизни большого успеха сочинения мастера не имели. На стыке XIX и XX столетий Малер больше дирижёр, чем композитор. А в 70-е годы XIX века, когда пишет свой квартет, ему и вовсе 16 лет. Иудей по рождению, Малер в молодости переходит в христианство. В порывах юности свой квартет забросил в дальний угол, тот так и остался неоконченным. Всё, что до нас дошло, – полные тревоги, сомнений, едва уловимого предчувствия трагедии первая часть и несколько тактов второй. Теперь, среди симфонических произведений крупной формы, сочинение оказалось едва ли не единственной камерной работой Малера. Более чем через 100 лет Альфред Шнитке ко второй части написал «Наброски», которыми завершил квартет австрийского предшественника-вдохновителя. На арт-площадке в струнном ансамбле Musica Grande солирует фортепиано. За роялем художественный руководитель ансамбля современной актуальной музыки TRAGICOME# Александр Антонов. В его исполнении классики крайних десятилетий одного столетия вступают в диалог. Слышна разность эпох и стилей, но гармония получает развитие, продолжение ведёт к логическому завершению. Шнитке невероятным образом подхватил волну, поднятую Малером. Они говорят на одном языке. Завершил вечер итальянский классик Антонио Вивальди. В финале концерта звучит духовная кантата Nisi Dominus на тексты псалма 126 из книги «Псалтирь». Виртуозные и изящные инструментальная и вокальная партии в этом произведении сошлись с глубокой духовностью, необходимостью благостного созидания в разрушенном библейском Иерусалиме и личной драмой композитора. Вивальди вышел из моды у избалованной публики. Композитор вынужден был оставить пост руководителя и преподавателя в приюте для девочек при консерватории «Пьета», для воспитанниц которого написал большинство своих опусов, в том числе и кантату. Распродав за гроши произведения, отправился искать пристанища на чужбине, где его настигли болезнь и смерть. 280 лет назад он был похоронен в Вене на кладбище для бедняков. На долгие 200 лет имя композитора оказалось забыто. И наш век не всегда благосклонен к авторам. Но благодаря подобным проектам классика возвращается, а современные композиторы обретают своё место на сцене и в зале. Сакральный разговор о высших смыслах продолжается. Ближайший концерт пройдёт 10 декабря также в Атриуме Хлебного дома. Вход на концерты при наличии билета в музей-усадьбу бесплатный. В условиях пандемии понадобятся QR-код и паспорт.

Российский музыкальный союз представил концертную программу по библейским мотивам