Французский бульвар на Большой Никитской
В Москве с успехом прошёл международный музыкальный фестиваль «Диалог муз»
Впервые в России в Рахманиновском зале Московской консерватории французский фестиваль «Ключ от дверей» (La Clé des Portes) представил свою программу из лучших произведений. На протяжении трёх вечеров зрители получали невероятное удовольствие от встречи с музыкой, которую подарили его организаторы и вдохновители – известные пианисты Людмила Берлинская и Артур Ансель. Блестящий дуэт на сцене, союз жены и мужа за её пределами. Они давно мечтали привезти в Москву то, что вызывает уже много лет огромный интерес во Франции – концерты среди замковой архитектуры на берегу Луары в городке Блу между Орлеаном и Туром. В 2021 году чаяния воплотились в реальность. По предложению Российского музыкального союза в лице председателя правления Андрея Кричевского под эгидой Трианонского диалога – форума, способствующего укреплению связей между Россией и Францией, – фестиваль представили российской публике. Идею с воодушевлением восприняли и поддержали фирма «Мелодия», с которой музыканты давно и активно сотрудничают, радио «Орфей», друзья и партнёры Трианонского диалога. Московское продолжение получило название «Диалог муз». Ведущий всех концертных программ – музыковед, радиоведущий и журналист Йосси Тавор. С его изысканной подачи на одной сцене Московской консерватории сошлись русская и французская музыка в исполнении музыкантов из обеих стран.
В первый морозный день зрителей наполнила теплом душевная программа «Чай на троих». Публику согревали и погружали в зимние грёзы три замечательных исполнителя – пианистка, заслуженная артистка России Людмила Берлинская, молодой, но очень талантливый скрипач Айлен Притчин и хорошо известный слушателям Борис Андрианов – виолончелист, заслуженный артист России. Это были часы русской музыки. Программу открыло произведение Петра Ильича Чайковского, посвящённое учителю, наставнику композитора, основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну, – «Трио памяти художника». В продолжение вечера Айлен Притчин представил слушателям Сонату для скрипки соло одного из крупнейших композиторов современности Александра Чайковского. В завершение концерта музыканты втроём вновь поднялись на сцену, чтобы исполнить драматическое Трио №2 Дмитрия Шостаковича памяти ближайшего друга композитора Ивана Соллертинского.
Второй день фестиваля отразил «Прекрасную эпоху» французской музыки. Так называлась программа вечера, хозяйкой которого, несомненно, была арфа. Концерт открыла выпускница Московской консерватории Оксана Сидягина. Она живёт и работает на два дома – в России и во Франции. Арфистка исполнила сочинение французского композитора и педагога Анриетты Ренье «Легенда». Публика восторженно приняла сольное выступление артистки. Лирические переливы изящно подхватил «Новый русский квартет», исполнивший единственный в композиторском багаже Клода Дебюсси струнный квартет. А в финале солисты «Нового русского квартета» и Оксана Сидягина представили музыкальную версию беспощадного фантастического рассказа Эдгара По «Маска Красной смерти». Зрители услышали написанную по произведению Фантастическую сказку для арфы и струнного квартета французского символиста, ученика и поклонника Дебюсси – Андре Капле. Появление музыкантов на сцене предварил своим выступлением артист театра и кино Максим Линников, передавший зловещий символизм американской прозы.
Третий день стал кульминационной точкой фестиваля. В уютном «Парижском кафе» с раннего утра и до позднего вечера звучали Сен-Санс, Пуленк, Лигети, Франсе, Руссель, Хиндемит… В зале отдавал распоряжения метрдотель, суетились официанты, а среди посетителей можно было увидеть весь цвет столичной публики. Будто сторонний наблюдатель, Людмила Берлинская предвосхищала появление каждого гостя ненавязчивым и лёгким повествованием, вводящим в курс происходящего. На сцене сменяли друг друга солисты известнейшего духового квинтета из Франции Ouranos, баритон Жан-Кристоф Ланьес, а вместе с ними российские участники «Нового русского квартета». За роялем в этот день музыкантов сопровождал Артур Ансель, но время от времени его сменяла Людмила Берлинская. В этот вечер в зале, как никогда, улавливались чуткость, поддержка, близость. В воздухе витали запахи кофе, круассанов и французских духов… И, конечно, никто не спешил расходиться. Публика долго не отпускала музыкантов со сцены. Среди слушателей были посол Франции в России Пьер Леви, генеральный директор РМС Александр Клевицкий…. В диалоге муз, похоже, никто не разочаровался. В нём лишь улавливалась лёгкая недосказанность. Та, которая сопутствует разговору близких и любящих друг друга людей. За таким разговором обязательно следует продолжение. Мы его ждём…