Игорь Бутман: «Наша цель – сделать российский джаз одним из мировых лидеров, и это реально»
Один из крупнейших в России международных фестивалей «Триумф джаза» пройдет в этом году в XIX раз с 13 по 17 марта. Продюсер проекта, народный артист России, саксофонист, член Совета Российского музыкального союза Игорь Бутман накануне музыкального форума дал интервью «Интерфаксу», в котором высказал мнение о месте российского джаза в мире, важности создания системного джазового образования и идеях по проведению юбилейного «Триумфа джаза».
— Ваш фестиваль «Триумф джаза» занимает одно из ключевых мест в культурной жизни России. По какому принципу вы отбираете хедлайнеров, ведь это всегда имена первой величины?
— Мы смотрим на тех музыкантов, которые сейчас актуальны, которые действительно на слуху и у любителей музыки, и у нас самих. Это те, кто нам самим нравится. Можно сказать, есть списки тех, кого мы хотим пригласить, просто некоторые из них — свободны, некоторые – несвободны. В прошлом году у нас выступал Рой Харгроув, и это был его последний приезд в Россию. После этого он ушел из жизни. Я его знал с 18 лет, учились вместе. Многих музыкантов мы встречаем на масштабных международных событиях, например, на All Star Global Concert Международного Дня джаза, слушаем, общаемся, а после — приглашаем их к нам на фестивали. Кроме того, есть легенды, которых мы всегда хотим привезти, но, к сожалению, не всегда получается.
В этом году хедлайнерами «Триумфа джаза» будут музыканты из США: пианист Роберт Гласпер и бас-гитарист Ришар Бона. Последний ранее несколько раз был в России, он любит сюда приезжать, но на «Триумфе» до сих пор не выступал. Он наконец-то оказался в этот период времени свободен, поэтому мы его сразу пригласили.
— Вы могли бы сказать несколько слов про Гласпера? Потому что людям, которые не очень разбираются в джазе, было бы интересно узнать, почему свой выбор остановили именно на нем.
— Он современный музыкант, работает в стиле, который я люблю, акустическом джазе. У него много проектов с электроникой, с современными музыкальными явлениями, – такими как рэп, вокал. И сам он человек очень интересный, открытый на эксперименты, у него нет стереотипов. Он и не консерватор, и не авангардист, он все время что-то ищет, блестяще играет в разных стилях, разбирается в них. Он – выдающийся и очень яркий человек. Роберт приезжал к нам в прошлом году в Санкт-Петербург на All Star Global Concert Международного Дня джаза. Там мы с ним и подружились, он очень общительный и приятный человек, готовый на диалог. И вот в этом году он смог приехать на фестиваль со своим Трио.
— В рамках фестиваля проводится еще детский «Триумф джаза». Насколько эта часть форума пользуется успехом, и насколько, на ваш взгляд, важно в настоящее время привлекать юную аудиторию? В какой степени удается благодаря этой программе открывать новых звезд?
— Мне кажется, это необходимо, и надо отдать должное правительству Москвы, Департаменту культуры, которые поддержали эту идею и как раз в этом тоже очень сильно заинтересованы. Государству нужны связи с молодежью, ему важно понимать, что молодежь занята в творческих процессах. Джаз становится более востребованным в музыкальных школах и просто в школах. Детей, которые приходят играть на саксофоне, очень много. Мы должны этих людей занимать, найти и растить «звездочек». У нас большая география людей, которые подают заявки на участие в конкурсе детского «Триумфа». И тех, кто побеждает в конкурсе, благодаря нашим спонсорам, мы стараемся поддержать материально.
Кроме того, мы расширяем свою аудиторию – через детей привлекаем родителей к этому виду искусства. Детям это интересно, они занимаются, отвлекаются от своих компьютеров, гаджетов и прочего, занимаются творчеством. Им поможет это в жизни — если они не станут музыкантами, у них будет впечатление на всю жизнь от приезда в Москву на такое интересное мероприятие, где они услышат прекрасных исполнителей, пообщаются с членами жюри и между собой подружатся.
А если есть действительно потенциальные «звезды», мы потом составляем проекты из этих вундеркиндов уже для другого фестиваля, который называется «Будущее джаза». Туда мы приглашаем и наших отечественных молодых музыкантов, и зарубежных. Соединяем их в одном потоке, и возникают творческие альянсы. К примеру, уже несколько лет продолжаются творческие альянсы наших музыкантов из «Будущего джаза» Азата Баязитова, Макара Кашицына. Они проводят время за границей, выступают, привозят своих друзей сюда, делают совместные записи. Идет хороший процесс интеграции наших музыкантов, нашего джаза на Запад, его авторитет растет. Нам нужен авторитет для того, чтобы наши музыканты могли выезжать за границу и показывать действительно интересные программы, настоящее мастерство.
Когда мы все будем ездить за границу, тогда российский джаз будет востребован, будет считаться, может быть, одним из лучших. Это наша цель. А когда мы все сможем выступать не только у себя, нас будут сравнивать уже не с заезжими «звездами», мы уже будем сами мировыми авторитетами. Поэтому значение детского «Триумфа джаза» тоже очень для нас важно. Концерты проходят с аншлагом.
— Вы немного уже затронули эту тему – какое место, на ваш взгляд, Россия в джазовом мире занимает сейчас?
— Мы начинаем завоевывать награды, приближаться к хорошим призовым местам. Есть авторитетные музыканты, которые на очень хорошем счету. Есть Александр Сипягин, Борис Козлов, ветеран ансамбля Jazz Messengers Валерий Пономарев, Алекс Нахимовский, Михаил Цыганов. Сейчас на конкурсе джазовых вокалистов имени Сары Вон второе место взял Олег Аккуратов. Он был единственным мужчиной в финале среди обаятельных, красивых, талантливых женщин. То есть о российском джазе начинают говорить лучшие его представители на мировом уровне.
— Отвечая на один из предыдущих вопросов, вы сказали, что ставите перед собой амбициозную цель – чтобы Россия вошла в число лидеров мирового джаза. Вы считаете, что эта цель реально достижима?
— Конечно. Мы же когда-то давно вышли в лидеры по балету, хотя не всегда были таковыми. Появились талантливые хореографы, которых пригласили из-за рубежа. И на это все потрачены были время и силы. Но мы возвели балет в область культа. Значит, были те люди, которые этого хотели, стремились, добивались. И пришел результат.
Относительно перспектив джаза в России. У нас это не самоцель, а процесс работы. Мы работаем, видим, что действительно можем изменить в лучшую сторону. А что нам мешает? У нас талантливые люди в России? Талантливые. У нас многообразие музыкальных стилей есть? Есть. У нас хорошее музыкальное образование, музыкальные школы, консерватории есть? Есть. Что нам мешает? Талант, посвящение, упорство, вера, огромная работа. Все может быть. А почему нет?!!
— Возвращаясь к фестивалю. Есть какие-то новые идеи в плане его расширения?
— Несколько лет назад мы начали расширять географию нашего фестиваля с Санкт-Петербурга. Ну, Петербург – сам Бог велел. Очень красивый город, все музыканты с восторгом относятся к идее поехать туда, погулять, сходить в Эрмитаж. Второй год подряд мы проводим концерт в рамках фестиваля в Туле. У нас великолепные отношения с Тульской филармонией, с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым, который благоволит искусству, культуре, плюс город недалеко от Москвы.
Очень хотелось бы расширить географию и дальше. Мы очень хотим, чтобы «Триумф джаза» имел прописку в Ярославле, где тоже хорошие отношения с филармонией, с джазовым центром Игоря Гаврилова. С губернатором Дмитрием Мироновым тоже есть понимание того, что такие культурные проекты действительно проносят большую пользу для жизни города и области.
Тверь – очень джазовый город, там потрясающая публика, не избалована, очень открытая, там всегда потрясающий прием. В будущем если получится, хотим расширить «Триумф джаза» и в Астраханскую область.
— У вас есть какая-то личная мечта, кого из великих музыкантов вы бы хотели привезти в Москву, чтобы они приняли участие в фестивале?
— Сейчас многие наши концертные залы ведут хорошую концертную политику в плане гастролей. Наша публика совершенно спокойно может позволить себе прийти на концерт достойных «звезд». Если посмотреть расписания московских Дома музыки, зала «Зарядье», Большого зала Консерватории, зала Чайковского, джаз там представлен достаточно серьезно.
Что касается меня, то я хотел бы видеть на нашем фестивале Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. Конечно, моя мечта – пригласить на фестиваль моего друга с 1987 года американского гитариста Пэта Мэтини. Но многие «звезды» за прошедшие 18 лет уже побывали на «Триумфе»: Рэй Браун, Маккой Тайнер, Элвин Джонс, Джо Ловано, Гэри Бёртон.