Как вести диалог организаторам культурных событий со СМИ обсудили в Сочи

Вновь Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета стал в середине февраля точкой притяжения творческих сил России и зарубежья. Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Альбина Шагимуратова, Ильдар Абдразаков, этнические коллективы стран БРИКС, постановка оперы Бетховена «Фиделио», за которую взялся художественный руководитель образовательного фонда «Талант и успех» в Сириусе Ханс-Йоахим Фрай… А еще музыкально-драматические постановки с участием Константина Хабенского, Евгения Миронова, камерные программы в Органном зале, залах «Чайка» на Морвокзале и «Амфитеатр» на Красной поляне.

Но фестиваль Башмета в Сочи – это не только место встречи выдающихся артистов, топовых коллективов, не только круговорот концертов, выставок, образовательных программ. Это еще и дискуссионная площадка руководителей учреждений культуры, директоров и художественных руководителей концертных организаций и фестивалей, менеджеров культурных проектов. На Десятой, юбилейной конференции о себе громко заявила Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов. По словам ее генерального директора, главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой, «Ассоциация, основанная в 2024 году, как раз работает в двух магистральных направлениях, обсуждаемых на конференции: способствует созданию единого культурного пространства в России и активно работает над подготовкой новых кадров в сфере музыкальной (и не только) журналистики». Именно поэтому в повестку дня вписалась дискуссия «Как привлечь внимание профессионального сообщества к культурному событию: взаимодействие организаторов с журналистами и критиками». Организаторами сессии вместе с Ассоциацией выступили Российский музыкальный союз и Русское концертное агентство под руководством генерального директора Дмитрия Гринченко – главного драйвера всего фестиваля.

Встреча ведущих журналистов и руководителей концертного процесса прошла в интенсивном обмене идеями. Евгения Кривицкая подробно представила события, в которой принимала участие Ассоциация, показав примеры коллабораций с фестивалями «Видеть музыка», Prima Domra, конкурсом пианистов Дениса Мацуева Grand Piano Competition, деятелями хорового искусства в рамках конференции Ассоциации народных и хоровых коллективов РМС…

 «Понятие о журналисте, как лишь рефлексирующем элементе процесса, безнадежно устарело. Сегодня это не просто пишущий / рассказывающий / снимающий его участник, информационно отражающий то, что делают другие. Это партнер, инициатор, а иногда и организатор значимых событий (концертных, фестивальных, театральных)», – так позиционировала профессию Ольга Русанова, обозреватель Радио России.

Заведующая отделом культуры «Независимой газеты Марина Гайкович и начальник Управления информационного взаимодействия и веб-ресурсов канала «Россия–Культура» Наталья Литвинова говорили о важности качественной коммуникации, об умении выстраивать персональные горизонтальные связи между пресс-службами и СМИ.

«Тема, предложенная для обсуждения, могла бы показаться банальной, простой – пути взаимодействия между прессой и организатором известны: одни организуют мероприятия, информируют журналистов, те принимают информацию ко вниманию и освещают события. Но между тем — колоссально количество нюансов, как раз о них и шла речь. На удивление, в зале (а заседание было третьим, после двух ударных сессий с министрами культуры из разных регионов) было очень много слушателей, директоров филармоний и концертных организаций, театров. Вопросы из зала последовали сразу же, и обсуждение было живым и очень заинтересованным, поскольку разговор сразу перешел в практическую плоскость», – с удовлетворением отметила Марина Гайкович.

В видеовыступлении глава радиостанции «Орфей» и Российского государственного телерадиоцентра Ирина Герасимова поделилась своим видением, какие события должны попадать в фокус внимания федеральных СМИ: «Масштабность, наличие интересных идей, талантливые артисты – вот что прежде всего привлекает внимание журналистов».

Еще один спикер, Борис Лифановский, основатель интернет-портала ClassicalMusicNews, подчеркнул важность таких дискуссий: «В силу специфики собственной деятельности я довольно редко имею возможность встретиться с коллегами по журналистскому цеху. А личные контакты с участниками музыкального рынка – организаторами музыкальных мероприятий, директорами и пиарщиками филармоний и так далее — и вовсе, скорее, роскошь, как в силу личной занятости, так и в силу масштабов страны. В этом смысле конференция в Сочи – уникальная возможность хотя бы отчасти сократить дефицит личного общения: «сверить часы» и обсудить те вещи, которые сложно, а иногда и невозможно обсуждать дистанционно».

Действительно, со стороны руководителей активно поддержали дискуссию с журналистами директора Белгородской филармонии Светлана Боруха, Новосибирской филармонии Анна Терешкова, представители руководства Челябинской областной филармонии Ирина Андреева и Ирина Головина. А Елена Руднева, директор Тульской филармонии, предложила Ассоциации совместно с Союзом концертных организаций России организовать семинар для сотрудников пресс-служб, чтобы теоретические тезисы воплотились в жизнь.

«Встреча, состоявшаяся в контексте XVIII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи, подарила возможность прямого диалога. Идеи, как решать болевые вопросы прозвучали и от спикеров, и от аудитории. В этом, пожалуй, главная ценность для всех участников процесса», – подвела итог Наталья Литвинова.

Также в рамках X конференции затрагивались такие темы, как «Концертные организации в союзе со сферой музыкального образования: лучшие практики решения кадровых вопросов» (совместно с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений), «Лицензирование музыки» (совместно с Российским музыкальным союзом), «Культурные проекты, меняющие лицо регионов», «Актуальные вопросы деятельности концертных организаций на современном этапе» (совместно с Союзом концертных организаций).

Текст: Лидия Ордынская

Как вести диалог организаторам культурных событий со СМИ обсудили в Сочи