Лауреаты премии «Органист года», учрежденной при содействии РМС, выступили в Московской консерватории
3 марта в Большом зале Московской консерватории состоялся органный гала-концерт лауреатов и призеров премии «Органист года».
«Выступление на легендарном историческом органе французского мастера Аристида Кавайе-Колля – это высшая награда для любого артиста, – подчеркнул профессор Александр Соловьёв, один из соучредителей премии. – И мы благодарим за эту возможность Московскую консерваторию, которая с самого начала поддержала нашу инициативу».
Слушателей ждала встреча с любимой классикой – сочинениями Баха, Альбинони, Вивальди, Крейслера, а также с опусами композиторов XIX–XXI века. Некоторые из них прозвучали в авторской интерпретации. О концепции программы во вступительном слове рассказала профессор Московской консерватории и один из инициаторов учреждения премии «Органист года» Евгения Кривицкая, которая как солистка представила мировую премьеру «Литании» композитора, лауреата Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры Эльмира Низамова. Пьеса вошла в число финалистов конкурса композиторов органной музыки «Organ Taurida».
Генеральный директор РМС, заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий, приветствуя аудиторию со сцены БЗК, подчеркнул, что «всероссийская профессиональная премия для исполнителей органной музыки “Органист года” – ориентир как для самих органистов, так и для публики, не только определяющий успешность артистов, но и самое главное – дающий вектор развития этого направления на будущее, позволяющий понять, как и куда двигаться дальше. Главная задача Российского музыкального союза – поддерживать интересные инициативы, которые подобно премии “Органист года” двигают нашу культуру».
Концерт лауреатов и призеров премии собрал ведущих органистов нашего времени, широко известных не только в России, но и за рубежом.
Народный артист России, солист Челябинской филармонии Владимир Хомяков удостоен звания лауреата в номинации «За вклад в профессию». Он является артистическим директором ряда челябинских международных фестивалей, в том числе «Джаз на большом органе». В 2006–2007 годах он работал главным органистом и хранителем органа Кафедрального собора в Калининграде. Владимир Хомяков владеет секретами редкого в наши дни искусства импровизации. И слушатели всегда ждут его композицию собственного сочинения «Июльская импровизация». Она специально не записана в нотах: по словам Владимира Хомякова, он «изменяет ее каждый раз, когда исполняет: все зависит от атмосферы, возможностей инструмента и настроения». Также в этот вечер артист исполнил Хорал №1 С. Франка, представив впечатляющую трактовку.
Между композицией и игрой на органе делит свою жизнь и Моше Ариэль Ганелин, обладатель специального приза «За создание культурных мостов». Получив блестящее музыкальное образование в России, музыкант с 2017 года продолжил обучение искусству игры на органе в Southern Methodist University (Dallas, Texas, USA) и в 2019 году получил степень Artist Diploma in organ performance. В этом же году он выиграл одно из самых престижных органных состязаний – Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева, а в 2021 году стал лауреатом конкурса «Organ Taurida» как композитор.
Исполнительский репертуар Ганелина включает органную музыку от Ренессанса до наших дней, однако наибольший интерес для него представляет музыка ХХ столетия. Именно поэтому в гала-концерте прозвучали в авторском исполнении собственные сочинения, а также красочные фрагменты из «Органной мессы» Оливье Мессиана.
Елизавета Бородаева, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, получила звание лауреата в номинации «Дебют». Артистка ярко заявила о себе в 2021 году, выиграв Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева и получив ряд ангажементов в значимых российских органных залах. Среди ее программ привлекает оригинальный ансамбль органа и гитары. Пьеса российского композитора Дмитрия Бородаева «Арабески» прозвучала в авторской интерпретации в дуэте с Елизаветой.
Наталья Гольфарб, доцент Саратовской государственной консерватории имени Леонида Собинова, концертирующая органистка, активно пропагандирующая редкий репертуар для органа, была награждена специальным призом «За просветительство». Для своего дебюта в Большом зале консерватории она выбрала Фантазию Баха и Сонату №2 Мендельсона.
Стефанида Ермолаева, обладательница специального приза «За творческие эксперименты», учится в Российской академии музыки имени Гнесиных. Несмотря на молодость, ее имя уже известно не только среди меломанов. Она одержала впечатляющую победу во Всероссийском телевизионном конкурсе юных талантов «Синяя птица». Свою репутацию талантливой, неординарно мыслящей артистки она подтвердила исполнением третьей и четвертой части Симфонии №10 для органа соло Ш. Видора.
В финале вечера к органистам присоединился Камерный хор Московской консерватории под управлением Александр Соловьёва, исполнив вместе с Евгенией Кривицкой «Прелюдию и Аллегро в стиле Пуньяни» Ф. Крейслера (солист – лауреат международных конкурсов скрипач, дирижер Сергей Поспелов), Адажио Альбинони (солист – трубач, солист оркестра Большого театра Алексей Корнильев) и «Аллилуйю» Л. Коэна.
Ведущий гала-концерта – мастер церемоний, актер, режиссер Петр Татарицкий – презентовал только что вышедший в издательстве «Композитор» (Москва) новый сборник сочинений современных композиторов для органа. А президент Международного благотворительного фонда «Древо жизни» Елена Демидова вручила издание всем участникам гала-концерта.