Новые возможности и перспективы музыкального бизнеса в России обсудили на IPQuorum 2019
С 10 по 12 апреля 2019 года в Калининграде состоялся второй Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019, объединивший свыше 2000 участников из более чем 30 стран мира. В этом году форум проходил под девизом «IP код: все грани интеллектуальной собственности для человека и экономики».
Организаторы IPQuorum 2019 – Ассоциация IPChain, Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) и Федерация интеллектуальной собственности (ФИС).
В рамках форума деятели музыкальной индустрии провели дискуссию на тему «Музыкальная индустрия «в сетях» – статус-кво». В ходе сессии спикеры обсудили изменение бизнес-моделей на музыкальном рынке и поиск универсального решения по выгодному для автора взаимодействию между ним, лейблом и онлайн-платформой.
В дискуссии приняли участие генеральный директор n’RIS Олег Некрасов, председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев, директор по работе с партнерами «ВКонтакте» Константин Сидорков, представитель крупнейшего в России стримингового сервиса Яндекс.Музыка Иван Климов, вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина и директор по маркетингу Warner Music Russia Александр Каспаров и др.
Дискуссия началась с обсуждения нового формата создания, распространения и потребления музыкального контента – стриминговых сервисов. Как отметил директор по работе с партнерами «ВКонтакте» Константин Сидорков, «сейчас произошла на рынке большая революция. Изменилось потребление музыки от дней, когда традиционные медиа – радио, телевидение – создавали новых звезд, собиравших аншлаги по всей стране. Поменялись сами площадки, где стали появляться новые артисты. Речь идет о стриминговых сервисах».
Опытом создания и управления музыкальной цифровой платформой поделился представитель крупнейшего в России стримингового сервиса Яндекс.Музыка Иван Климов. По мнению эксперта, основным преимуществом такой бизнес-модели является сочетание музыки и технологий. Так, при помощи анализа больших данных сервис может предоставлять пользователям актуальные рекомендации по контенту, что открывает новые возможности по монетизации.
«Как справедливо отметили коллеги, музыкальная индустрия сейчас действительно стоит на пороге больших изменений. Это применимо не только к созданию и распространению контента, но и к его защите. Цифровые технологии открыли колоссальные возможности для популяризации музыки, но также, к сожалению, и к ее нелегальному использованию. Думаю, лейблам и онлайн-сервисам нужно объединиться, чтобы снять с авторов – творческих людей — нагрузку по правовой защите своего контента», – заявил председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев.
Глобальные изменения в музыкальной индустрии отметила и вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина. «В связи с трансграничностью и простотой доставки контента до любой точки земного шара, нужны технические средства, которые могут помочь автору создать продукт и эффективно им управлять. В то же время возросла роль поисковых систем как точек входа на контентные витрины. Поэтому сейчас остро стоит вопрос борьбы с пиратскими ссылками в поисковой выдаче. Необходимы действенные механизмы. Увы, опыт сферы кино показал неэффективность использования blacklist-подхода», – отметила эксперт.
Рост также отмечается и в сфере доходов музыкальной индустрии. Как подчеркнул директор по маркетингу Warner Music Russia Александр Каспаров, «доклад организации IFPI за 2018 год показал, что объем стоимости всего музыкального рынка достиг почти 20 миллиардов долларов. Это большая цифра, и, конечно, в последнее время мы видим расцвет как фирм грамзаписи, так и артистов, индивидуальных авторов, и все это благодаря новым технологиям». «Однако, несмотря на изменения рынка и развитие онлайн-сервисов, лейбл остается важным участником музыкальной индустрии», – считает эксперт.
Операционный директор Freshtunes Андрей Рудецких добавил, что лейблы могут эффективно сотрудничать с агрегаторами и развивать выгодное взаимодействие между всеми участниками музыкального бизнеса – авторами, правообладателями и онлайн-сервисами. Генеральный директор StartUpMusic Валерий Дробыш поддержал коллег и отметил, что задача автора – создавать контент, в то время как задача сервисов и лейблов – развить и защитить этот контент: «Мы слишком сильно стали углубляться в «цифру» и технологии, которые по сути авторов особо не интересуют. Сейчас есть необходимость вернуться к изначальному, чтобы авторы сфокусировались на создании контента. Начинающим музыкантам и молодым лейблам стоит работать в связке с такими крупными технологическими платформами как IPChain и сервис n’RIS, которые смогут облегчить работу творцов и снять с них необходимость заниматься всем, чем угодно, кроме творчества».
Эксперты также обсудили перспективные бизнес-модели, возможности дальнейшего развития стриминга и подчеркнули необходимость поиска новых форматов.