• RU
  • EN
  • Презедентский фонд культурных инициатив

    Погружение в музыку Сергея Рахманинова на фестивале «Арткино»

    22 ноября в рамках XIV Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино» в московском кинотеатре «Мир искусства» состоялась премьера нового проекта НФПП — музыкального киносалона «Сергей Рахманинов. Классика в новом мире».

    Видовой фильм «Сергей Рахманинов. Классика в новом мире. Послание» в жанре ассоциативной композиции режиссера, оператора Сергея Спиридонова и продюсера Марии Панкратовой был выпущен при поддержке НФПП к 150-летию великого композитора, гениального пианиста и дирижера. В центре сюжета завораживающая музыка Сергея Рахманинова, величественная русская природа и эмоциональный внутренний диалог о стремлении подняться выше горизонта. Кинематографическими средствами в фильме удалось соединить самые отдаленные и красивейшие места России, современные архитектурные объекты, образы, рождающиеся на стыке эпох, мысли о себе и обо всем человечестве, выраженные в музыке.

    Творческий вечер открыл президент фестиваля, кинорежиссер Сергей Тютин. Он поблагодарил Национальный фонд поддержки правообладателей за сотрудничество и организацию мероприятия, а также рассказал, что в этом году на «Арткино» было заявлено 720 фильмов, из них в конкурсную программу вошли 66, которые покажут кроме Москвы в 30 городах России.

    Музыкальный киносалон продолжил известный обозреватель по вопросам культуры, музыки, театра, балета и оперы, журналист, автор и ведущий программ радио «Орфей» Йосси Тавор. Он выступил перед зрителями с лекцией «Моя душа принадлежит России». И надо отметить, что это была даже не лекция, а целый моноспектакль о творчестве композитора.

    «Композиторы, которые сегодня представляют на международной арене русскую музыку, это, безусловно, Петр Ильич Чайковский и Сергей Васильевич Рахманинов. Неслучайно эти два имени связаны между собой на физическом и ментальном уровне. Петр Ильич приветствовал первый колоссальный успех Рахманинова, видел в нем продолжателя своего дела. Сергей Васильевич был феноменально пронизан Россией. Это была плоть и кровь его. Когда он женился на дочери своих родственников, тоже пианистке, Наталье Александровне Сатиной, которую безумно любил и которая также безумно всю жизнь была ему предана, он получил в приданое имение Ивановка в Тамбовской губернии. Там Сергей Васильевич создал основную массу своих произведений, там был его рай. В этом потрясающем месте они жили до 1917 года. Рахманинов не принял Октябрьскую революцию 1917 года и уехал за границу, где стал известен как пианист. Там люди носили его на руках, это был первый музыкант, за которым возили инструмент, однако сочинять он перестал. Многие списывают это на то, что не было подходящей атмосферы. Наверное, это было правдой. Спустя время он купил в Швейцарии участок с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус, где построил себе поместье под названием «Сенар» (Сергей и Наталия Рахманиновы) и где воссоздал атмосферу той самой Ивановки, которую покинул, и именно там он вернулся к созданию своей музыки. Видимо, ему нужна была эта русскость, по которой он скучал до такой степени, что снес целый холм и завез землю, чтобы сделать равнину и посадить деревья. О Рахманинове можно говорить много. Фильм «Сергей Рахманинов. Классика в новом мире. Послание» пронизан той самой русскостью, меня он зачаровал», — рассказал Йосси Тавор.

    Перед кинопоказом произведения Рахманинова исполнил аспирант Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Павел Лушаков. Он сыграл три прелюдии и три пьесы из фортепианного цикла «Шесть музыкальных моментов». Весь зал долго аплодировал молодому музыканту.

    Павел Лушаков родился в Кирове, начал заниматься музыкой с пяти лет. В 2010 году он поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, затем — в консерваторию. Сегодня за плечами талантливого пианиста участие и победы во многих всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. Летом 2016 года при поддержке НФПП Павел Лушаков прошел обучение на международных фортепианных мастер-классах «Тель-Хай» в Израиле.

    «Когда музыкант исполняет произведение, конечно, у него возникают какие-то конкретные образы, причем у каждого они свои, а может быть, это что-то абстрактное на уровне ощущений. Музыка Рахманинова — это же сама Россия, ее дух, природа, широта. Это очень глубокая музыка, которая вызывает очень сокровенные, интимные чувства. Лучшие его произведения были написаны в Ивановке — это село, где он проводил полгода с весны до осени. Там у него был дом, а вокруг природа, там он создавал свои произведения. Наверное, именно этот образ в первую очередь ассоциируется с музыкой Рахманинова. Но, учитывая судьбу композитора, то, что он вынужден был эмигрировать в Америку и сильно тосковал по родине, его произведения наполнены также переживаниями и тоской. И при исполнении этот спектр чувств передается музыканту.

    Рахманинов стал моим любимым композитором еще в детстве. Мне было 9 лет, когда я стал участником одного музыкального конкурса. Отбор проходил по видеозаписям, и тем, кто прошел, говорили, какое произведение нужно исполнять на концерте. Мне выбрали пьесу Эдварда Грига, но на видеозаписи я еще играл Рахманинова. И вот мы приехали с учительницей музыки и мамой на конкурс, и я поставил их перед фактом, что не буду играть Грига, я буду играть Рахманинова — и им пришлось договариваться с членами жюри. К счастью, разрешили, и я стал лауреатом этого конкурса. Так что можно сказать, что исполнение прелюдии Рахманинова стало для меня судьбоносным. Музыка Рахманинова непростая, и, к сожалению, даже не каждый пианист может правильно исполнить весь его репертуар просто физиологически, поскольку у Рахманинова была выдающаяся растяжка. Когда он писал музыку, думаю, естественно, что он ориентировался на свои руки. Но в этом и его особенность как гениального исполнителя. Есть композиторы, которых играешь, и думаешь, был ли он сам пианистом, раз так писал. А у Рахманинова все продумано. Когда я открываю его ноты, для меня они ложатся под руки как-то удобно», — ответил Павел Лушаков на вопрос о том, какие ассоциации у него возникают, когда он исполняет Рахманинова.

    Авторский фильм «Сергей Рахманинов. Классика в новом мире. Послание» погрузил зрителей в мир звуков, эмоций и красоты русских пейзажей.

    «Я никому не рассказывал эту историю. Хотя вы наверняка ее слышали. Она написана мною не один раз. Она описана в мельчайших подробностях. В ней все мои мысли, все мои переживания. И в ней нет ни одного слова. И, конечно, это история о любви…» — звучит закадровый текст, который читает актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили.

    Погружение в музыку Сергея Рахманинова на фестивале «Арткино»