При поддержке РМС в Московской консерватории прошел концерт «Хормейстеры XXI века»
17 марта в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт «Хормейстеры XXI века» – вернисаж хоровых коллективов и дирижеров, представляющих генерацию миллениума. Автор проекта, руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза, и.о. ректора Академии хорового искусства им. В.С. Попова, профессор Александр Соловьёв подчеркивает, что «пригласил тех музыкантов, которые начали свою активную творческую и педагогическую деятельность непосредственно в XXI веке, тех людей, которым предстоит еще много сделать».
Концерт – следующий этап проекта «Хормейстеры XXI века», который стартовал 13 февраля тут же, в БЗК, став итогом работы первой программы Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Академии хорового искусства им. В.С. Попова: «Современный хоровой репертуар: вопросы интерпретации и репетиционных методик с учебными творческими коллективами». Тогда среди участников завершающего концерта выступили профессора А.С. Рыжинский, А.В. Соловьёв, С.В. Екимов, Д.Ю. Храмов, доценты Е.Н. Никитина, А.К. Петров, хормейстер Е.А. Веремеенко, такие коллективы, как Камерный хор Академии хорового искусства им. В.С. Попова и Хор юношей Хорового училища им. А.В. Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, Гнесинский ансамбль современной хоровой музыки «Altro Coro», Хор ДМХШ «Пионерия» им. Г.А. Струве.
Теперь на сцену БЗК вышли хоры, представляющие все ступени – от школы, колледжа, вуза до профессионального коллектива: Детский хор «Аврора» ДШИ им. В.В. Крайнева и его руководитель Анастасия Беляева, Мужская военная капелла под управлением Максима Попова, Хор студентов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова и его руководитель Владимир Красов, Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва.
Такие масштабные творческие смотры – одна из глобальных задач Ассоциации народных и хоровых коллективов, которая была сформулирована на Всероссийской конференции в Туле в феврале 2020 года. Тогда генеральный директор РМС, заслуженный деятель искусств РФ, композитор Александр Клевицкий говорил о «необходимости в содействии и продвижении молодых хормейстеров, о создании условий для реализации новых проектов, оказании помощи в поиске современного репертуара».
В этот мартовский вечер любители музыки смогли оценить, насколько богат и жанрово разнообразен хоровой репертуар наших дней, включающий русскую и зарубежную классику, современные опусы (академические и авангардные), духовные композиции, а также народные и эстрадные песни в хоровых аранжировках.
Каждый из хормейстеров творчески подошел к выступлению, выстроив яркую драматургию. Например, Детский хор «Аврора» запомнился не только крепкой вокальной подготовкой, но и артистичностью, свободным включением элементов театрализации в свои номера, в числе которых прозвучали фрагмент из оперы «Макс и волчок» Р. Мурсякаева, «Сказка сказок» П. Назайкинской, Libera me из Requime, или Детские игры» А. Маноцкова – нешаблонный, сложный в интонационном плане современный репертуар. Память корифея петербургской школы С. Слонимского отметил Хор студентов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, исполнив ряд его сочинений. А Мужская военная капелла представила, напротив, любимую классику, в том числе такие шлягеры, как «Besame Mucho» К. Веласкеса, обработка русской народной песни «Ох, уж ты, Порушка-Параня», «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого.
Акцентом программы стала мировая премьера новой хоровой миниатюры классика наших дней Родиона Щедрина «Бурлеска» на стихи поэта-футуриста Николая Асеева, которую подготовил Камерный хор МГК под управлением Александра Соловьёва. Фактура сочинения построена на резких динамических контрастах, на броском сопоставлении различных вокальных приемов, которые великолепно воплотили артисты. Прозвучала и новинка молодого автора, студентки 4 курса консерватории Нины Нижарадзе – лирический опус «Эхо», и две миниатюры из цикла «Ретро-картинки» юбиляра этого года, композитора Талибхона Шахиди, которого тепло приветствовала в зале публика. Современные партитуры зарубежных композиторов – также постоянно присутствуют в репертуаре коллектива. В этот вечер прозвучали «Истринский танец» Б. Штарка и «Exultate» К. Стивена. Благодаря трансляции телевидения Московской консерватории индонезийский композитор смог виртуально поприсутствовать на исполнении и на личной странице в Фейсбуке высоко оценил интерпретацию российских музыкантов: «Такое счастье иметь возможность послушать чудесный хор Московской консерватории, исполнявший мою пьесу Exultate Deo под управлением маэстро Александра Соловьёва».
Свои впечатления написали в комментариях на канале YouTube и отечественные меломаны (за первые сутки трансляция собрала почти 2 500 просмотров, что свидетельствует о живом интересе и к хоровому искусству в целом, и к данному проекту): «Невероятные голоса! Божественно звучит хор!..», «Сопричастны Красоте и Гармонии мира».