• RU
  • EN
  • Рашид Калимуллин: «Вместе с Российским музыкальным союзом стремимся вернуть Союзу композиторов былую славу»

    11 сентября в Большом зале Московской консерватории авторским концертом отметит юбилей председатель правления Союза композиторов России, народный артист России, член Совета Российского музыкального союза Рашид Калимуллин. В преддверии праздничного вечера корреспондент «Культуры» побеседовал с маэстро.

    культура: Что нас ожидает на юбилейном концерте?

    Калимуллин: Любой композитор в начале своего творческого пути, как правило, смел и амбициозен, ему кажется, что он все знает и умеет. И вдруг наступает момент, когда пора подводить итоги и праздновать юбилей.

    В прошлом году мне исполнилось шестьдесят, но, честно говоря, было совсем не до торжеств — я был полностью погружен в проблемы Союза композиторов. Проводился внеочередной съезд, мы расширяли команду, постарались сделать организацию более публичной, открытой, уважаемой, как это было раньше. Мы провели фестиваль молодых композиторов, затем конкурс «Аванти» и много еще других мероприятий. До личных праздников руки дошли только в этом году. 24 февраля в Казани, откуда я родом, по инициативе министерства культуры Татарстана и Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского в рамках фестиваля «Мирас» с большим успехом прошел мой авторский концерт.

    В Большом зале Московской государственной консерватории 11 сентября состоится мой юбилейный вечер. Исполнять программу будет симфонический оркестр радио «Орфей», дирижер Василий Валитов. Концерт откроет мировая премьера, триптих «Здравствуй, Москва!». Первая часть — «Птицы над Кремлем», имеется в виду Казанский кремль, где однажды я наблюдал романтическое действо — полет белых лебедей. Вторая часть — «Поезд Казань — Москва». Динамичная и стремительная музыка посвящена людям, не боящимся перемен и стремящимся к новому. Финальная пьеса «Москва — звонят колокола» воспевает нашу столицу. Это торжественная, солнечная музыка.

    Следующее сочинение — Концерт для саксофона. Это произведение уже успело завоевать успех и признание публики, исполнялось во многих городах России молодой и яркой саксофонисткой Марией Беговатовой. «Симфонические танцы», идущие следом, — музыка из балета «Белый лебедь» по одноименной книге Виктора Добросоцкого. Скоро состоится премьера в одном из российских театров, но танцы уже начали собственную самостоятельную жизнь. Их исполняли в Казани, Нижнем Новгороде, а теперь в Москве. До конца года нас также ждут Ташкент, Ханой, Тайвань.

    Скрипичный концерт с большим успехом был исполнен в Казани великолепным скрипачом Гайком Казазяном, он же будет солировать и в Москве. В целом концерт симфонический, но будет небольшое вокальное вкрапление: знаменитый бас Аскар Абдразаков исполнит мою песню «Когда мы встретимся с тобой», которую многие считают народной.

    Во втором отделении прозвучат «Симфонические фрески», исполняемые в лучших концертных залах России, Европы, Азии и Латинской Америки. В финале — не менее известный Фортепианный концерт в исполнении Федора Амирова.
    культура: Получается, будет протянута своего рода «ниточка судьбы» из Казани в Москву?

    Калимуллин: Я посвятил Москве несколько сочинений, например, цикл фортепианных пьес «Москва любимая», «Москва спортивная». Я люблю этот город, он стал моим домом. Довольно часто гуляю по утренней просыпающейся столице, любуюсь ее красотой. Москва — один из самых значительных культурных центров мира, поэтому важно, что концерт состоится именно здесь.

    культура: Чем обусловлен выбор оркестра радио «Орфей»?

    Калимуллин: Это прекрасный коллектив. Когда я стал работать в Москве, меня часто приглашали на радио и как композитора, и как частного коллекционера — я более тридцати лет собираю музыкальные инструменты. Мы провели первый фестиваль молодых композиторов с участием «Орфея» и его оркестра.

    культура: Расскажите о своей коллекции.

    Калимуллин: Начал в 1980-е годы с казахской домбры, которую мне подарил известный певец Ренат Ибрагимов. Я сам играю на нескольких музыкальных инструментах, люблю осваивать новые. Мне всегда было интересно разное звучание, тембры, способы звукоизвлечения. Народы мира создали огромное количество инструментов — есть очень много оригинальных, по-настоящему запоминающихся, ярких, необычных. Меня эта тема увлекла — из Австралии, Индии, Латинской Америки, Африки, из российской глубинки, отовсюду везу инструменты, старинные и современные. Несколько раз делал выставки в Казани — в филиале Эрмитажа в Кремле. Важно, чтобы экспозиционное время совпадало со школьными каникулами. Считаю, это важный воспитательный момент — приобщение детей к богатству мировой музыкальной культуры.

    культура: Используете ли Вы в своих произведениях эти экзотические инструменты?

    Калимуллин: К сожалению, это далеко не всегда возможно. У нас ведь нет музыкантов, которые могут на них сыграть, — этому надо специально учиться, осваивать. Я когда привез из Индии ситар, очень хотел включить его в одно из произведений, но, увы, ничего не получилось. У меня внутри осталась некая неудовлетворенность, и я написал пьесу для фортепиано «Подражание ситару».

    культура: Насколько важно самому композитору владеть разными инструментами?

    Калимуллин: Это помогает при сочинении. Отношение к инструменту становится совсем иным. Ты знаешь характер, возможности и диапазон. Точно знаешь, что можно, а чего нельзя. Плюс всегда есть возможность индивидуальной и кропотливой работы с каждым исполнителем. У меня тринадцать концертов для разных инструментов. Например, для таких не часто используемых в качестве сольных, как саксофон, кларнет, труба.

    культура: Вы человек творческий. Как решились на административную деятельность, столь хлопотную и обязывающую?

    Калимуллин: Понимал, что надо. Сейчас стало гораздо легче, потому что мы работаем командой. Мы стали более публичной, открытой организацией, стремимся делать большие проекты, чтобы вернуть Союзу былую славу. Мы работаем вместе с РАО, Российским музыкальным союзом и сообща решаем многие вопросы в области музыкальной культуры.

    За эти годы я научился концентрации, если есть немного свободного времени — пишу. Появилась какая-то музыкальная идея — фиксирую в гаджете, чтобы потом использовать в своих сочинениях.

    культура: А собственные проекты?

    Калимуллин: Мы проводим уже много лет международный фестиваль «Европа — Азия» в Казани и в Ханое. Программы есть как повторяющиеся, так и абсолютно оригинальные.

    культура: Не могу не спросить Вас о ситуации с Государственным домом радиовещания и звукозаписи…

    Калимуллин: Считаю, что если мы позволим разрушить ГДРЗ, это будет огромной ошибкой. Мы же не варвары — как такая великая культурная страна может остаться без такой замечательной, специализированной институции, на счету которой столько достижений? Надо не старое уничтожать, а строить новое, аппаратуру завозить, совершенствоваться. Союз совместно с фирмой «Мелодия» предложил решение — обменять свои помещения на студии ГДРЗ и модернизировать звукозаписывающий комплекс. Таким образом мы не только сохраним уникальное наследие нашего славного прошлого, но и дадим нашим музыкантам возможность записываться в ультрасовременных студиях, развиваться, осуществлять интересные проекты.

    культура: Почему это надо доказывать, защищать, объяснять? Как такое получилось?

    Калимуллин: Руководители разных уровней не обязательно являются деятелями культуры. Но, я уверен, они понимают ценность и значение культурных институтов. Надеюсь, наша инициатива найдет поддержку у чиновников. Нужно всегда смотреть глубже и шире. Россия — великая культурная страна. Об этом нужно помнить.

    Источник новости