Сценограф Ксения Гагарина об особенностях удаленного формата работы с театрами на примере новой постановки «Мифы и легенды Древней Руси»

В 2024 году исполнилось 100 лет производству палехской лаковой миниатюры. Старинный промысел родился в XVI-XVII веках на основе уникальной школы иконописи. Однако после революции 1917 года мастера не могли писать иконы и перенесли свою уникальную технику письма на светскую живопись, чем спасли и сохранили вековые традиции палехского искусства. Максим Горький назвал искусство Палеха «одним из чудес, созданных революцией».

Датой рождения объединения художников лаковой миниатюры «Артель древней живописи» принято считать 5 декабря 1924 года. Основали его семь бывших художников-иконописцев. Они освоили роспись на новом материале папье-маше, сохранив стилистику древнерусской иконы. В разное время палехские мастера успешно работали в книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, реставрации монументальной живописи.

Заметный вклад внесли палехские мастера и в историю театрально-декорационного искусства. К юбилею народного промысла Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора решили поставить в Екатеринбурге спектакль «Мифы и легенды Древней Руси». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. По замыслу творческой команды в спектакле будут задействованы Уральский государственный русский оркестр, фолк-группа «Солнцеворот», популярные актеры и студенты театрального вуза Екатеринбурга. О том, как современные технологии помогают в решении сценографии новой постановки, рассказала театральный художник Ксения Гагарина (урожденная Булдакова), которая сегодня живет и работает в Санкт-Петербурге.

— Ксения Владимировна, вы родились в Палехе, учились в Палехском художественном училище. Расскажите, пожалуйста, о людях, под влиянием которых вы начинали свой творческий путь.

— Конечно, огромное влияние на меня оказали родители: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка. Все они тоже художники, поэтому с раннего детства я видела, как они работают с красками, делают кисточки, получают твореное золото из листков сусального золота. В такой атмосфере я и росла. Часто к нам в гости приходили художники — коллеги родителей или мы собирались у кого-то в гостях. Прекрасно помню художественные мастерские, где обитали дети художников и с малых лет впитывали секреты производства лаковой миниатюры.

— Ваши родители — известные палехские мастера Владимир Васильевич и Наталья Борисовна Булдаковы. Расскажите, пожалуйста, немного о них: где познакомились, почему связали свою жизнь с Палехом, чем вдохновлялись?

— Мама — местная, родилась в Палехе, в семье Бориса Васильевича и Марии Алексеевны Буреевых, моих дедушки и бабушки, которые всю свою жизнь посвятили палехскому искусству. Конечно, мама не могла не проникнуться красотой и изяществом этого промысла, и пошла по стопам своих родителей.

Папа приехал из Пермского края — города Чусового — учиться в легендарном Палехском художественном училище имени А.М.Горького. Он рассказывал, что мечтал стать настоящим художником, однако в его родном городе можно было получить только профессию учителя рисования.

Вот так они и встретились — в училище, сначала вместе учились, потом стали вместе работать в художественных мастерских, а затем и поженились.

Они очень любили свое дело, трепетно относились к традициям, стали одними из ведущих художников Палеха. А папа позже все-таки получил педагогическое образование по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и преподавал в том самом училище в Палехе.

— Вы сейчас живете в Санкт-Петербурге, но сотрудничаете со многими театрами в разных регионах страны. Для кого-то делаете кукол, для кого-то костюмы. Удаленный формат усложняет творческий процесс или, наоборот, позволяет обрести большую свободу?

— Я решила поступать в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, окончив которую получила специальность «Художник-постановщик в театре кукол». Поэтому начала свой творческий путь именно в театре кукол, но со временем вышла из этого формата. Сейчас я работаю в основном с крупными формами — оформляю спектакли, создаю костюмы для актеров. Удаленный формат начался с коронавирусного 2020 года, когда весь мир перешел на «удаленку». Ко мне тогда обратились из Челябинского Камерного театра, где ставили пьесу «Макбет». У удаленного формата есть, конечно, свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, работа с помощью современных технологий — это здорово: можно работать из любой точки мира, не нужно ехать куда-то далеко — тогда удаленный формат очень выручает. С другой стороны, не всегда получается решить какие-то моменты по телефону или видеосвязи: нужно все-таки лично приехать в театр и увидеть результат своими глазами, все пространство целиком. Особенно с костюмами, иногда хочется просто самой взять и показать, а приходится искать референсы, что порой занимает много времени. Впрочем, мир нам продиктовал такие условия, и мы, художники, адаптировались.

— Какая тематика для вас самая близкая?

— Не могу сказать, что есть какая-то самая близкая тема для творчества. Я такой человек, что мне нравятся совершено разные темы, и чем они контрастнее, тем мне интереснее. Таким образом получается, что каждый раз перед тобой новая сложная задача, над решением которой нужно хорошо потрудиться. И чем сложнее, тем интереснее, мне так кажется. Например, последние два года, заказывая эскизы костюмов, режиссеры мне ставят задачу, чтобы они были одновременно и традиционными, если, скажем, мы ставим Пушкина или Шекспира, и в то же время включали современные элементы, понятные зрителям. Сделать такой микс, который понравится и постановщикам, и публике, — вот это очень интересно.

— Вы оформляли раньше спектакли в стиле палехского искусства?

— Так получилось, что нет. После художественного училища и окончания театрального института мне захотелось попробовать что-то совсем другое, новое. Все пять лет меня учили писать в академической манере, а у меня возникло желание даже стиль поменять в рисунке, так что я немного отошла от палехской школы, но все равно фундаментальная база, которую мне дало училище, никуда не делась. Это, кстати, проявляется и в моей любви к черному цвету: черное пространство сцены словно черная шкатулка. Я очень рада, что Благотворительный фонд актеров пригласил меня в этот проект, посвященный 100-летию палехской лаковой миниатюры. Режиссер спектакля «Мифы и легенды Древней Руси» Олег Тополянский поставил интересные задачи, все как я люблю. И костюмы, и декорации, и иллюстрации — мы все обсуждаем заочно: он из Москвы, я из Санкт-Петербурга, а швейная мастерская находится в Екатеринбурге, где и будет проходить премьера постановки. Посмотрим, что из этого получится.

Ксения Гагарина. Эскиз к спектаклю по пьесе Владимира Зуева «Мифы и легенды Древней Руси»

— В спектакле «Мифы и легенды Древней Руси» участвует целый оркестр, и из-за отсутствия на сцене места для декораций было принято решение создать видеоряд с использованием ваших работ. Как вы относитесь к современному видео-арту в спектаклях и концертах?

— К современному видео-арту я отношусь прекрасно. Технологии развиваются и становятся неотъемлемой частью театрального процесса в том числе. Это большая помощь и художникам, и актерам, и всей постановочной группе. Но хочу отметить, что бывают случаи, когда постановщики считают, что использование видео вытянет весь спектакль. Однако это не так, может получиться совсем наоборот, и видеоряд будет только мешать и отвлекать от происходящего действия на сцене. Так что создателям нужно быть очень аккуратными, чтобы видео-арт органично вписался в концепцию театрального произведения.

— Значит, постановки, которые сделаны на стыке жанров, вас не пугают?

— Напротив. Как я уже сказала, чем сложнее задача, тем интереснее. Совмещение жанров интересно тем, что невозможно где-то подглядеть, подсмотреть и выдать за свое. Это всегда увлекательная работа по поиску материалов, изучению деталей, «сочетанию несочетаемого». Это творчество чистой воды, хотя иной раз и мучительное.

— Расскажите о работе над спектаклем. Как сложились отношения с постановочной группой?

— Процесс в самом разгаре. Мы с режиссером друг друга поняли, определились со сценографией, запустили в работу производство. Все дистанционно.

— Откуда вы черпаете вдохновение?

— Отовсюду. Я ищу его везде — в природе, в людях, в каких-то воспоминаниях, в детях, что потом, безусловно, отражается на работе. Это, конечно, звучит пафосно, но вдохновение можно найти везде, нужно только научиться видеть и не отказываться от чувств.

Сценограф Ксения Гагарина об особенностях удаленного формата работы с театрами на примере новой постановки «Мифы и легенды Древней Руси»