В Москве открыли мемориальный барельеф композитору Георгию Свиридову
Торжественная церемония открытия мемориального барельефа Георгию Свиридову состоялась 20 сентября 2018 года в Москве по адресу улица Большая Грузинская 36, строение 3.
В этом доме композитор жил с 1968 по 1998 годы. Большинство выступавших на церемонии гостей сошлись во мнении, что увековечить память Георгия Свиридова следовало гораздо раньше, чем через 20 лет после его смерти, но зато теперь благодаря усилиям Российского Музыкального Союза это наконец осуществлено на должном уровне.
Церемонию открыл заместитель председателя Московской городской Думы, режиссер и актер, народный артист РСФСР Николай Губенко строчками из поэмы Александра Блока «Возмездие»: «Жизнь без начала и конца – нас всех подстерегает случай…». Режиссер напомнил, что Георгий Свиридов писал музыку на блоковские произведения, а также на стихи Александра Пушкина, Федора Сологуба, Сергея Есенина и многих других русских поэтов.
— Это гений русской музыки! – заявил Николай Губенко. – Лично я не чувствую и не знаю более русского композитора, потому что он не только постиг душу нашего народа, но и умел плакать и радоваться вместе с ним. Спасибо всем, кто увековечил память великого композитора!
Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы, актер и режиссер, Народный артист России Евгений Герасимов говорил о том, что все творчество Георгия Свиридова пронизано любовью к Родине:
— С кем нам сравнить этого композитора? С запрятанным ручейком, который течет, набирая силу из родников. Каждый путник, который напьется из него чистой воды, сделает свою жизнь добрее и по-настоящему ценной. Конечно, Георгий Свиридов по-прежнему недооценен нами. Но я надеюсь, что наши дети, внуки и правнуки сумеют по-настоящему открыть для себя его творчество. Хотя настоящим художником как раз является тот, чье творчество не может быть до конца раскрыто. Как здорово, что в Москве наконец появится табличка, которую я так жду.
Член Совета Российского Музыкального Союза, профессор и ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств России Александр Соколов заметил, что Георгий Свиридов относится к тому редкому типу академических композиторов, которых по-настоящему ценят не только музыковеды:
— Бездонная глубина его произведений неизменно будоражит и никогда не отойдет на второй план. Георгий Свиридов был оценен еще при жизни, причем самым высоким образом. Вспоминаю, как Кирилл Кондрашин с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии интерпретировал свиридовские русские песни – это было ни с чем не сравнимо. А мне посчастливилось побывать на репетиции произведений Георгия Свиридова в капелле имени Глинки, где был и он сам. Я поразился, насколько точные замечания он делал оркестру, который и без того, казалось бы, звучал безупречно. То, что мемориальная доска такому человеку появилась лишь сегодня, – ничем не оправданная неторопливость. Хочу напомнить, что при нашей консерватории уже давно установлен бюст композитору. А сегодня, благодаря Российскому Музыкальному Союзу, появится и мемориальный барельеф.
Генеральный директор Российского Музыкального Союза, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий заявил, что очень рад, что Российскому Музыкальному Союзу сегодня посчастливилось прикоснуться к имени великого композитора:
— С Георгием Свиридовым мне довелось поработать, я застал его в качестве секретаря Союза композиторов. На заседаниях секретариата он проявлял принципиальность и далеко не всегда соглашался с главой Союза композиторов Тихоном Хренниковым. Имя Георгия Васильевича действительно очень велико. Я помню, как в хоровом училище его портрет висел рядом с изображениями Бетховена, Моцарта, Чайковского и другими прославленными композиторами прошлого. Как руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева, могу сказать, что наш коллектив тоже приложил руку к этому мемориальному барельефу. Благодарю всех, кто имеет отношение к этому акту увековечения памяти Георгия Свиридова.
Московский академический камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил арию «Любовь святая» из музыки к драме А.К.Толстого «Федор Иоаннович». После этого был торжественно открыт мемориальный барельеф композитору, представляющий собой его изображение в профиль с надписью: «Композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Георгий Свиридов жил в этом доме с 1968 по 1998 годы».
Затем слово взял заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения и племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко, который вспомнил об увиденной в Италии на доме Джакомо Пуччини надписи о композиторе как выразителе мечты об итальянской вселенной.
— Точно так же и вселенная России отражается в произведениях Георгия Свиридова, – провел параллель Александр Белоненко. – Он творил миф о России в песенной форме, в отличие, например, от Вагнера, облекавшего миф о Германии в форму драм. Георгий Свиридов не изобрел каких-то новаторских приемов, но в его произведениях есть мелодия, а это – душа нашего народа. Низко кланяюсь Российскому Музыкальному Союзу, который создал этот прекрасный барельеф. Изучение произведений Георгия Свиридова только началось. Я передаю государству множество его неизвестных рукописей и надеюсь, что все они будут расшифрованы и донесены до людей.
Председатель Московского отделения Русского музыкального общества, дирижер, народный артист СССР Владимир Минин начал свое выступление с выражения глубочайшей признательности Российскому Музыкальному Союзу.
— В Москве тесно, поэтому до сих пор нет памятников Дмитрию Шостаковичу и Георгию Свиридову. Убежден, что монументы в честь учителя и ученика непременно должны появиться в ближайшее время в столице. Мэрия должна всерьез задуматься над этим. Но Георгий Свиридов не одинок. Например, Баха тоже не сразу признали. Главное – то, что в произведениях Георгия Свиридова есть не только видимая суть России с ее победами, но и потаенная, мистическая, обрядовая суть, которую он выразил замечательно.
Главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, народный артист СССР Владимир Федосеев вспомнил об одном из выступлений своего коллектива в Лондоне:
— После концерта нас окружила молодежь и стала спрашивать, играли мы современную музыку или старую. И я подумал: чтобы музыка была современной, она должна быть национальной – и только в этом случае она будет понятна людям любой национальности. Именно таким композитором был Георгий Свиридов.
Вице-президент Российской академии художеств, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР Андрей Золотов вспомнил о том, как не раз бывал в доме у Георгия Свиридова и как приложил руку к тому, чтобы тема из его произведения «Время, вперед»!» была использована в заставке программы «Время»:
— Зинаида Гиппиус писала: «Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить». Вот именно «величие и простоту» соединял в своих произведениях Георгий Васильевич. Недаром Шостакович сказал о нем: «У Свиридова нот мало, а музыки много».
Авторами мемориального барельефа стали заслуженный архитектор России, вице-президент Союза архитекторов России Игорь Воскресенский и скульптор Андрей Забалуев.
— Если бы в самом начале работы над барельефом мне предложили выступить на подобном митинге, я бы отказался, – признался Игорь Воскресенский. – Потому что у меня не было уверенности, что все получится. Теперь за эту мемориальную доску вы можете ругать меня и благодарить Российский Музыкальный Союз. Георгий Свиридов прокладывал в музыке мост между прошлым и будущим. К сожалению, ни в живописи, ни в архитектуре фигуры подобного масштаба я не вижу.
Завершил торжественную церемонию открытия мемориального барельефа советник Министра культуры Российской Федерации, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов:
— Благодарю тех, кто приложил усилия для сохранения нашего наследия. Здесь говорили о том, что рукописи Георгия Свиридова переданы государству. Теперь, думаю, обязательно должен быть создан музей Георгия Cвиридова.