В рамках Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи прошли дискуссии, организованные Русским концертным агентством и РМС
В Сочи с 17 по 19 февраля 2023 года прошла VIII Международная конференция и выставка XVI Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета. В программу конференции вошли две дискуссии, организованные Русским концертным агентством и Российским музыкальным союзом (РМС) при поддержке банка «Новый век».
Модератором обеих сессий, состоявшихся 18 февраля, выступил директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства «УПРАВИС» Эрик Вальдес-Мартинес.

В сессии «Правовые аспекты, возникающие в ходе создания и реализации творческих проектов» приняли участие заместитель генерального директора Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), руководитель управления по работе с вещательными организациями Российского Авторского Общества (РАО) Игорь Куницын; ассоциированный арбитр Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), генеральный директор юридической компании IPCodex Наталья Полианчик; д.ю.н., профессор кафедры интеллектуальных прав, профессор кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат АП г. Москвы Бениамин Шахназаров; креативный директор авторского проекта Opera Night, певица, музыкальный продюсер проектов Arena Moscow Night, «Слово. Война», «Все в сад! Или Русская классика в цветах», «Песни Победы» и конкурса «Вся страна» Мария Григорян.
В ходе сессии были рассмотрены различные аспекты работы российских обществ по коллективному управлению правами: порядок формирования тарифов, выплаты пользователями вознаграждения в пользу правообладателей. Обсуждались вопросы, связанные с ретрансляцией, использованием иностранного репертуара, в частности тех компаний, которые ушли из России. Представители авторско-правовых обществ рассказали, что с точки зрения правомерного использования музыкальных произведений, фонограмм и других объектов прав для пользователей ничего не изменилось: они так же обязаны выплачивать вознаграждение в соответствии с установленными ставками. Не изменился и судебный подход в этой сфере, несмотря на несколько судебных разбирательств, на которых судьи попытались отказать в защите иностранным правообладателям.
Было особо отмечено, что Российская Федерация остается частью международных систем, исполняются все международные договоры и принятые нашей страной обязательства, в том числе в рамках работы Всемирной торговой организации.

Также участники дискуссии затронули тему возможного внедрения института принудительной лицензии в авторско-правовой сфере на территории РФ, однако специалисты подчеркнули, что целесообразность этой меры вызывает сомнения. Введение принудительных лицензий едва ли позволит обеспечить соблюдение прав пользователей, но точно приведет к падению российского авторско-правового рынка ввиду того, что у пользователей будет возможность выбирать бесплатный контент.
Участниками второй сессии – «Современные сервисы и площадки для монетизации и привлечения финансирования проектов в сфере культуры и искусства» – стали коммерческий директор биржи IPEX Виктория Лысикова, операционный директор инвестиционной платформы CO-FI Виктор Максимов, руководитель продакшн-библиотеки «ЗВУКОБАЗА» Олег Качанко, музыкальный редактор и музыкальный продюсер Мария Зинченко, руководитель направления стратегических партнерств соцсети «Одноклассники» Андрей Березкин, руководитель направления стратегических проектов «ВКонтакте» Ольга Такшаитова.

Эксперты пояснили, что современные технологии открывают новые возможности для самых разных групп пользователей, в том числе для филармоний, учреждений культуры, музыкальных ассоциаций, образовательных центров. Это касается как доставки контента конечному потребителю, так и депонирования прав. У многих организаций записи концертов и других мероприятий находятся в архивах, но вместе с тем они могли бы также размещаться на цифровых площадках, чтобы к ним имели доступ потенциальные потребители контента.
Несмотря на большой объем имеющихся музыкальных произведений и фонограмм, даже с учетом ухода иностранных правообладателей, проблема поиска подходящего контента зачастую стоит довольно остро, в частности для представителей киноиндустрии. Проблему успешно решают такие платформы, как IPEX и «ЗВУКОБАЗА». Пользователи отмечают удобство этих сервисов как и с технической, и с правовой точки зрения – они позволяют сразу получить лицензированный контент.

Операционный директор CO-FI Виктор Максимов рассказал о возможностях использования краудлендинговой платформы для привлечения инвестиций.
Обе сессии вызвали большой интерес у зрителей – участников конференции: руководителей учреждений культуры, менеджеров культурных проектов, директоров и художественных руководителей концертных организаций и фестивалей из разных регионов России.