В Российском национальном музее музыки проходит выставка к 100-летию композитора Кара Караева
В Российском национальном музее музыки открылась выставка под названием «Быть с веком наравне», посвящённая азербайджанскому композитору и педагогу Кара Караеву, которому бы в этом году исполнилось 100 лет.
Директор Российского национального музея музыки, член Совета Российского музыкального союза Михаил Брызгалов отметил, что Караев был уникальным мастером и сотворил огромное количество произведений, известных всему миру.
«Его знаменитые произведения музыкальные, которые идут и сегодня на многих сценах мира, в концертных залах. По словам специалистов, я совершенно с ними согласен, что может быть еще они и нынешнему поколению не понятны, потому что это человек, который владел ультрасовременным музыкальным языком», – сказал Михаил Брызгалов.
Центральным экспонатом выставки является портрет Кара Караева, который впервые с 1962 года покинул стены Третьяковской галереи, чтобы занять свое место в экспозиции к 100-летию композитора. Художник Таир Салахов, автор картины и друг Караева, хотел показать, как рождается музыка – отсюда сосредоточенная поза композитора, взгляд вдаль, бесконечно длинный черный рояль.
«Он меня не просил написать его портрет. Я был на репетициях здесь, в Москве, когда ставился его спектакль «Тропою грома». В секунду он сел вот в таком раздумье, и знаете, иногда случай создаёт тот образ, который хочется оставить миру о Кара Караеве», – вспоминает народный художник СССР Таир Салахов.
Кара Караев родился в Азербайджане, но почти всю жизнь прожил в Москве. Учился в Московской консерватории у самого Дмитрия Шостаковича. Дипломной работой стала симфония, по которой уже было понятно – Караев будет экспериментировать. Его музыка к балетам, операм, драматическим спектаклям и фильмам всегда была смелой и самобытной.
Национальные мотивы Караев умело соединял с современной музыкой. Отсылка к фольклору есть и на выставке: в музее выставлены тар, кеманча, дяф – народные инструменты Азербайджана.
Помимо этого, экспозиция состоит и партитур Караева, его личных вещей, афиш к спектаклям, фотографий из семейного архива.