• RU
  • EN
  • Вопросы создания и использования генеративной музыки обсудили в рамках Российской креативной недели на сессии, организованной РМС

    В Москве в рамках пятого фестиваля-форума «Российская креативная неделя» прошла дискуссия «Авторская и генеративная музыка», организованная Российским музыкальным союзом.

    Модератором сессии выступила композитор, преподаватель НИУ ВШЭ Евгения Евпак. Участники дискуссии – композиторы Александр Кендыш, Олег Саксонов и Евгений Шкультин – поделились своим опытом создания произведений с помощью нейросетей. На вопросы о правовых аспектах использования авторской и генеративной музыки ответила юрист, специалист в области авторского права и смежных прав, заместитель генерального директора Музыкального издательства «Рэй Рекордс» Анастасия Ходукина.

    В ходе сессии Евгения Евпак представила любопытные исследования. Так, например, согласно опросу Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ о восприятии нейросетевой музыки, 26% опрошенных оценивают качество музыки, сгенерированной нейросетями, как очень среднее, 13% считают такой медиапродукт лишь набором звуков, 11% подтверждают, что все зависит от качества исполнения, и только 2% опрошенных признались, что являются фанатами музыки, создаваемой и исполняемой ИИ.

    Несмотря на то, что современные музыкальные нейросети способны выполнять целый ряд задач – сочинять, исполнять и анализировать музыку, выполнять мастеринг и продакшн, преобразовывать текст в музыку – общий уровень доверия к ним по-прежнему невысок. Опрос московских композиторов выявил, что половина авторов не доверяет нейросетям и не использует их. Многие композиторы отмечают, что пока музыку заказывают им, они будут писать ее сами, хотя для отдельных коммерческих заказов считают возможным использование ИИ.

    В рамках сессии участники прослушали песню, созданную нейросетью Suno, и обменялись впечатлениями. Прозвучала также композиция «Enfilade»: участник дискуссии Александр Кендыш и его соавтор Наиль Гайнулов создали саундтрек в составе видео для конкурса фильмов с ИИ в Дубае и прошли с ним в финал. Комментируя этот пример применения возможностей нейросетей, Александр Кендыш рассказал, что на 70% создание саундтрека было композиторской работой, и всего на 30% – результатом использования ИИ. По его признанию, работа над произведением была сложной и крайне неэффективной, но интересной.

    Евгений Шкультин и Олег Саксонов подтвердили, что сегодня ИИ не способен заменить композитора – для современного автора нейросети в основном просто игра.

    «Для профессиональных музыкантов, для композиторов по большей части это баловство, способ быстро добиться результата, чтобы проверить какую-то гипотезу, теорию. Полезно понимать и знать, как все работает, но проще написать самому», – отметил Олег Саксонов.

    Анастасия Ходукина подчеркнула, что пока у ИИ в России нет авторских прав: «Искусственный интеллект – это интеллектуальная система, выполняющая функции, аналогичные тем, которые обычно выполняет человек. В соответствии со статьей 1228 Гражданского кодекса РФ автором является гражданин, чьим творческим трудом создан результат интеллектуальной деятельности. Технический прогресс идет вперед, а законодательство за ним, к сожалению, не успевает».

    Анастасия Ходукина считает, что в тандеме человек – компьютер можно создать что-то уникальное, однако сотрудничество с нейросетями надо регулировать на законодательном уровне.

    Участники дискуссии рассказали о кейсах из практики, обсудили вопросы определения авторства и необходимости маркировки в случае создания и переработки произведений с помощью ИИ. Беседа получилась насыщенной и познавательной.

    В завершение сессии эксперты поделились предположениями о том, как будут использоваться нейросети в среднесрочной перспективе.

    «Уверен, что где-то через пять лет – через десять уже точно – у нас не будет создаваться музыка без участия нейросети», – предположил Евгений Шкультин.

    Олег Саксонов высказал осторожный прогноз: «Думаю, что нейросети останутся развлечением для людей, которые могут экспериментировать, создавать народный контент. Крупные компании возьмут их на вооружение и в большей степени заберут у музыкантов, композиторов, аранжировщиков рутинные задачи».

    Александр Кендыш считает, что можно использовать нейросети, чтобы вдохновиться: «Нам, как композиторам, не нужны готовые произведения, песни. Нам нужны инструменты, при помощи которых мы могли бы создавать что-то новое».

    «Искусственный интеллект, нейросети будут развиваться, их возможности будут расти с геометрической прогрессией, – отметила Анастасия Ходукина. – Сфера культуры, искусства, услуг тоже развивается, мы везде слушаем музыку. Нейросети могут облегчить участь создателей музыкального продукта. Надеюсь, что в ближайшем будущем происходящие процессы найдут отражение в российском законодательстве».

    Посмотреть полную запись дискуссии можно здесь.

    Вопросы создания и использования генеративной музыки обсудили в рамках Российской креативной недели на сессии, организованной РМС