Яна Дьякова и OpensoundOrchestra исполнили монооперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк»
10 мая в Москве в зале «Зарядье» оперная певица Яна Дьякова и оркестр современной музыки OpensoundOrchestra исполнили монооперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк».
Организаторы — Российский музыкальный союз и Московский концертный зал «Зарядье» — посвятили мероприятие 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Полный зал в самом центре столицы замер на 60 минут без антракта – столько длится произведение композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Григория Самуиловича Фрида (1915—2012). В сентябре музыкальный мир будет отмечать 110-летие со дня его рождения.
Не понаслышке зная об ужасах войны и испытав на себе всю трагедию потерь, он не смог пройти мимо дневника Анны Франк, изданного в 1947 году и переведенного на многие языки мира. Анна Франк и ее семья — жертвы нацизма, чья жизнь и трагическая судьба стали символом мужества и надежды, а дневник девочки стал всемирно известным документом, отражающим все ужасы фашизма.
Аннелиз Мария Франк родилась 12 июня 1929 года в немецком городе Франкфурте-на-Майне в ассимилировавшейся еврейской семье. В 1933 году, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ее родители — Отто Франк и Эдит Франк-Голлендер — решили вместе с дочерями — Анной и Марго — переехать в Амстердам, чтобы избежать преследований нацистов. В 1940 году немецкие войска оккупировали Нидерланды. Тогда Отто с помощью своих коллег устроил в задней части дома, где располагались склад и офисы, тайное убежище из нескольких комнат, скрытое за книжным шкафом. 12 июня 1942 года Анне исполнилось 13 лет. 6 июля семья Франк перебралась в убежище. 13 июля к ним присоединилась еще одна семья в составе Германа ван Пельса, его жены Августы и сына Петера. 16 ноября 1942 года в убежище приняли восьмого жителя — дантиста Фрица Пфеффера.
Анна вела дневник. В письмах своей вымышленной подруге она рассказывала все, что происходило с ней и с другими жителями убежища каждый день, делилась мыслями, чувствами, мечтами. Она писала о том, как хочет стать журналисткой, о желании иметь друзей и быть любимой. В августе 1944-го, после двух лет в убежище, неизвестный донес на группу, укрывающуюся в доме на Принсенграхт-263. Они были обнаружены, арестованы, сначала отправлены в лагерь Вестерборк, а затем депортированы в Освенцим. 27 января 1945 года советские войска освободили лагерь смерти. Единственным выжившим из тех, кто скрывался в убежище, остался Отто Франк. Друзья передали ему дневник Анны, который им удалось вынести до обысков нацистов после ареста. В 1947 году эта рукопись была опубликована. В дальнейшем дневник Анны Франк был переведен на 67 языков.
На русском языке дневник был опубликован в 1960 году в переводе с голландского Риты Райт-Ковалёвой. В 1969 году композитор сочинил собственное либретто для этого произведения, структурировав оригинальные тексты так, чтобы в 21 короткой сцене был представлен богатый и разнообразный портрет Анны и окружающих ее людей. Один час музыки вместил жизнь девочки длиною в два года. Впервые моноопера Григория Фрида прозвучала 18 мая 1972 года в Москве. Оркестровая версия была исполнена 7 мая 1977 года в Кисловодске. Затем произведение покорило весь мир. «Дневник Анны Франк» исполнялся сотни раз. Опера звучала на немецком, английском, русском, французском языках. На некоторых постановках присутствовал сам композитор.
«Думаю, что момент историко-политический в успехе этой оперы играет большую роль. Бесспорно, у немцев до сих пор сильно чувство вины. В Германии «Анна Франк» до сих пор идет в десятках городов. Специальные спектакли делаются для детей, для студентов. Но опера исполнялась и в Голландии, и в США», — говорил композитор в одном из интервью.
В этом мае солисты OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева и солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Яна Дьякова представили позднюю редакцию сочинения. Сценографом выступил художник-постановщик, художник по свету и видеохудожник Алексей Чой. Команде удалось создать пронзительную постановку, отозвавшуюся в душе каждого, кто смог ее увидеть в концертном зале «Зарядье» или в прямой трансляции.
В числе зрителей, по приглашению Российского музыкального союза, на концерте побывали члены театральной группы «Московского долголетия».
«Выражаем огромную благодарность руководству РМС за возможность в канун Великого праздника услышать монооперу «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Многие из нас были на ее премьере в Большом театре, видели постановку Театра имени Евгения Вахтангова и спектакль-концерт в Театре имени А.С. Пушкина, однако исполнение оперы в Малом зале «Зарядья» было особенным и поразило каждого присутствующего. Такая непростая музыка в сочетании со сложным текстом тем не менее достигла наших сердец благодаря блестящему вокалу Яны Дьяковой. Ошеломлял не только ее голос, но и драматическое воплощение образа Анны Франк. Теперь уже сложно представить кого-то другого в этой роли — мы просто слушали и сопереживали живой Анне. Оркестр же посредством своего виртуозного исполнения добавил эмоционального восприятия и заставил нас наяву прочувствовать всю трагедию этой семьи. Наша группа не первый раз посещает мероприятия, организованные РМС, и хотим отметить, что все они отличаются высоким качеством исполнения и заставляют еще долго обсуждать увиденное!» — прокомментировали зрители из «Московского долголетия».
Трансляцию монооперы «Дневник Анны Франк» на «Культуре.РФ» за пять дней посмотрели более 110 тысяч человек.