Завершились вторые «Журналистские читки», организованные РМС
Пандемия несколько спутала график, но все же проект удалось провести очно и собрать – при финансовой поддержке Российского музыкального союза – представительный состав участников из регионов: приехали студенты-музыковеды и молодые журналисты из Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Петербурга, Казани, Саратова. Из Москвы были студенты РАМ имени Гнесиных и выпускники Московской консерватории.
«Журналистские читки» с самого начала позиционировались как коллаборация трех организаций: кроме Ассоциации музыкальных журналистов РМС проекту помогают Союз композиторов России и журнал «Музыкальная жизнь». А в этом году плечо подставила Московская консерватория: все три дня занятия проходили в Конференц-зале Рахманиновского зала.
Система ридинг-сессий, когда вслух читались и комментировались присланные журналистские работы, включала еще и лекции. О том, как воспринимается текст автора с точки зрения редактора и каковы критерии оценки, рассказала главный редактор «Музыкальной жизни» Евгения Кривицкая. Почти о том же, но через эпатажные примеры несуразных или просто непрофессиональных текстов говорила Ольга Русанова, обозреватель «Радио России», сформулировав название лекции как «Журналистские вампуки» (кстати, далеко не все присутствовавшие знали значение слова «вампука»). Зачем и «как писать о современной музыке» – такую тему выбрал Сергей Уваров, обозреватель газеты «Известия», и не только объяснил на словах, но и показал любопытные видеопримеры разных авангардных сочинений. С профессией пресс-секретаря познакомила молодых коллег Ирина Горбунова, руководитель пресс-службы МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко. Она же дала удачные творческие задания – попробовать написать анонсы и пресс-релизы на спектакли, и для многих этот формат оказался в новинку. Семинар не исчерпывался только лекционным форматом: ребята также смогли посетить как закулисье МАМТ, так и генеральный прогон там балетных премьер; увидеть изнутри концертный зал «Зарядье» и побывать на концерте пианиста Мирослава Култышева, а также увидеть программу абонемента «Молодые таланты» в Московской филармонии и посетить премьеру пьесы «Ворота Расёмон» в театре «Модерн». Все это стало материалом для рецензий, интервью, репортажей, написанных в блиц-режиме – за сутки.
В конце семинара участники поделились своими впечатлениями. Сергей Августовский (Москва): «Еще предстоит осмыслить информацию, которую нам тут дали. Эти лекции организовали мои собственные ощущения, наблюдения, которые нуждались в структурализации». Алена Гаврилова (Петрозаводск): «Поняла, что необходимо выходить из зоны комфорта. Я привыкла писать о событиях из сферы музыкального театра, а тут понадобилось переключиться на репортажи, рецензии, где надо владеть разными жанрами. Мне это было полезно». Владислава Шилина (Новосибирск): «Здорово оказаться среди людей, занимающихся схожим делом, имеющих схожие интересы. Замечательно, что есть чему учиться, и есть теперь стимул заниматься журналистикой». Александра Демихова (Саратов): «Главное, что я получила, – большую уверенность в себе… Ты понимаешь, что, живя в Саратове и будучи человеком другой специальности, можешь заниматься тем, что тебе близко, интересно. Москва всегда воодушевляет своими темпами, дедлайнами. Это город дедлайнов. Ты все время стремишься успеть, все сделать вовремя, это лишний раз тебя учит концентрации на своем деле, оттачиванию своего мастерства».
Свои мысли высказали и кураторы «Читок», ответив на такие вопросы: «Какое ощущение оставили участники семинара?», «Что было ожидаемым, а что, напротив, неожиданным?» и «Был ли это полезный опыт или просто работа?».
Сергей Уваров, обозреватель газеты «Известия»:
– Аудитория меня очень порадовала. Это мотивированные, заинтересованные ребята, впитывающие знания и открытые к новому. Уровень музыкальной подготовки и журналистской оснащенности у них неоднородный – например, среди них были уже готовые профессионалы, глубоко разбирающиеся в теме и успешно работающие в тематических СМИ. Но кого не было, так это совсем слабых и равнодушных ребят. Это главное. На мой взгляд, в целом это прекрасный отбор. Что же касается общих слабых сторон, то я бы назвал страх быть искренним, эмоциональным и непосредственным в своих текстах. Мы говорили об этом на «Читках». Уверен, что в принципе у поколения Z с этим должно все обстоять лучше, чем у старших, просто надо избавиться от навязанных как раз старшими поколениями стереотипов. Не сомневаюсь, ребята справятся. У них для этого есть все необходимое. Ожидаемой была заинтересованность ребят. Сам формат «Читок», метод отбора предполагает, что случайные люди сюда не попадают. Но даже несмотря на это, неожиданной оказалась погруженность в работу. Действительно, никто не сидел в телефонах, не занимался посторонними делами. Не приходилось «раскачивать» аудиторию в начале и «вытягивать» вопросы в конце. Напротив, вопросов было столько, что мы с трудом вместились в хронометраж. В общении с коллегами (а эти ребята – наши коллеги, настоящие и будущие) мы всегда чему-то учимся. Читая и разбирая чужие тексты, мы вместе ищем решения, видим со стороны многие проблемы, с которыми, возможно, сталкиваемся и сами. Но учиться можно не только в профессиональном смысле, но и в человеческом. Мне очень симпатично и интересно это поколение. Я сам из поколения миллениалов, а зумеры – они сильно другие. Им есть чему у нас поучиться, но и нам – у них.
Евгения Кривицкая, главный редактор «Музыкальной жизни»:
– Наша аудитория – это прежде всего молодые музыковеды, отсюда все плюсы и минусы. Они имеют хороший профессиональный кругозор, ориентируются в музыке, им не надо объяснять, кто такой Моцарт или Верди. Но как оценивать концертную практику, театральные события, они не очень представляют – эта сторона профессии для них неочевидна. Поэтому одна из целей семинара – не только научить азам журналистики, но и открыть глаза на потенциальные возможности специальности «музыковед». И конечно, совет: читать как можно больше статей разных критиков, сравнивать стили подачи и анализа событий. Это самая лучшая школа!
Неожиданностей, пожалуй, не было: собрались люди, которые знали, куда и зачем едут. Они были мотивированы, с интересом занимались и проявили активность в выполнении творческих заданий. Это было приятное общение – от сознания, что твой опыт, твои знания нужны и востребованы.
Учишься всегда: любое выступление для меня – это каждый раз экзамен, кроме того, я внимательно слушаю комментарии моих коллег-кураторов, анализирую стиль их выступлений и что-то беру на вооружение. В годы моего студенчества ничего подобного не было, поэтому я в какой-то мере восполняю и свои «пробелы» – мне было не менее интересно, чем участникам.
Ольга Русанова, музыкальный обозреватель «Радио России»:
– Сильная сторона этих ребят в том, что они оказались любознательными, пытливыми, активными. Молодые коллеги довольно быстро включились в работу, точно находили недостатки в чужих текстах, предложенных на занятиях к разбору, могли эти недочеты правильно классифицировать. Другое дело – их собственные тексты. Тут, к сожалению, многие допустили именно те самые ошибки, что критиковали у других. Получается, теория и практика у ребят пока явно расходятся. Но главное: они это понимают, видят цель, хотят научиться.
Ожидаем был интерес к обсуждению конкретных текстов, конкретных «подводных камней» и «ляпов» в журналистских текстах. Неожиданным и, не скрою, приятным для меня стал интерес к радиожурналистике, проявленный несколькими слушателями, которые даже высказали пожелание включить тему «радио» в программу следующих «читок». Действительно, устная журналистика не менее важна, чем письменная, и у нее есть свои особенности. Попробуем это сделать в ближайшем будущем. Не могу сказать, что научилась чему-либо конкретному, тем не менее это была не просто работа, но и удовольствие от общения с более молодыми коллегами. Кроме того, для меня важна информация о том, что происходит в их городах, их консерваториях. Это, конечно, обогащает профессиональный багаж.
Ирина Горбунова, руководитель пресс-службы МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко:
– Ребята-участники – смелые, стараются много смотреть (судя по их работам, где много того, что можно только в сети увидеть-услышать), готовы учиться. Неожиданно было то, что в их рецензиях на оперные спектакли явно лидирует режиссер – так бы я сформулировала. Кому, как не музыковедам, слышать оперу, тем самым помочь тем, кто читает их статьи, именно услышать спектакль. Но оказалось, что музыковеды смотрят оперный спектакль, если и слушают, то певцов. Я же надеялась именно от них услышать размышления о дирижерской работе над спектаклем.
Мне было очень интересно участвовать, я внимательно слушала коллег и именно у коллег научилась некоторым профессиональным хитростям. Теперь знаю, какие «проверочные» вопросы захочу сама себе задавать по поводу собственных текстов, устных обсуждений и т.п. Спасибо! Учиться можно и нужно всегда.
Источник: «журнал Музыкальная жизнь»