«Звукорежиссура — это искусство»: на международном симпозиуме по звукозаписи академической музыки обсудили нюансы пространственного моделирования звука и проблемы профильного образования
Второй день насыщенной программы международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки», проходившего в Москве 22-23 октября в рамках премии «Чистый звук», ознаменовался серией тематических мастер-классов и дискуссий. Форум стал крупнейшим отраслевым мероприятием, посвященным актуальным проблемам звукозаписывающей индустрии. Организатор симпозиума —Российский музыкальный союз (РМС).
Ведущий звукорежиссер Мариинского театра Владимир Рябенко провел серию лекций-презентаций на тему «Пространственное моделирование в звукозаписи». Специалист поделился опытом работы с известными оркестрами и лучшими мировыми командами, а также рассказал о подводных камнях и технических тонкостях своей работы.
Лекция Владимира Рябенко «Пространственное моделирование в звукозаписи»
Как объяснил Рябенко, при оценке качества фонограммы основным критерием становится пространство: «Цель классической звукозаписи — создать образ звука максимально красивым и близким к тому, что слышит аудитория в зале. Поэтому самым главным для записи в стерео становится пространство: лево, право, глубоко, и так далее. Это самое сложное, что можно создать в звукорежиссуре. На втором месте идет прозрачность — критерий не совсем очевидный, я его определяю с точки зрения «мутности» звука. Далее идут музыкальный баланс, то есть насколько ваше звучание совпадает с задумкой дирижера, и тембр. Найти гармонию между этими часто взаимоисключающими аспектами и есть задача звукорежиссера».
В большом дискуссионном зале параллельно прошла коммуникативная площадка «Профессиональное образование в области звукорежиссуры», посвященная вопросам обучения квалифицированных кадров в индустрии звукозаписи. Модератором выступила профессор ВГИК, МГК, ИСИ, председатель Гильдии звукорежиссеров РМС Мария Соболева. В качестве спикеров в мероприятии приняли участие заведующая кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Тамара Бриль, заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры СПбГУП, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Сергей Осколков, заведующий кафедрой звукорежиссуры МГИК Алексей Чудинов, заведующий кафедрой звукорежиссуры ИСИ, доцент ВГИК, МТУСИ Семен Литвин, старший преподаватель кафедры звукорежиссуры СГИК Дмитрий Вдовин, старший преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры Нижегородской консерватории Светлана Васенина, звукорежиссер Московской филармонии, композитор, старший преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Виктор Осадчев, заместитель директора аппаратно-студийного комплекса «Фирмы «Мелодия» Максим Пилипин.
В начале дискуссии модератор, профессор ВГИК, МГК, ИСИ, председатель Гильдии звукорежиссеров РМС Мария Соболева предложила не только обозначить острые проблемы, но и совместно с коллегами из зала обсудить варианты их решения — в том числе в рамках недавно созданной Гильдии звукорежиссеров РМС. Участники подняли такие важные вопросы, как профессиональная подготовка и практика, способы привлечения студентов на профильные направления, модернизация оборудования и финансовая поддержка вузов, правильная организация заочного и дистанционного обучения.
Основной темой дискуссии стала именно нехватка практической подготовки студентов в профильных вузах. Мария Соболева
отметила: «Наша профессия не предполагает теоретизирования, здесь необходим очень большой процент практической подготовки. В связи с этим встает очень актуальный вопрос технического обеспечения вузов и доступности практической деятельности. У многих учебных заведений нет своих залов, они не проводят концертов и не имеют никакой возможности привлекать своих студентов к реальным проектам. Эта проблема требует комплексного решения. Нужно сотрудничать с нашими производителями, чтобы они предоставляли свое оборудование в пользование вузам, искать способы заинтересовать производства проводить практику».
Старший преподаватель кафедры звукорежиссуры СГИК Дмитрий Вдовин поддержал идею коллеги развивать сотрудничество с отечественными производителями и предположил, что государство также может стимулировать предпринимателей предоставлять оборудование вузам при помощи налоговых и других льгот.
В свою очередь, старший преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры Нижегородской консерватории Светлана Васенина отметила, что доступность аппаратуры все-таки не главная проблема, куда труднее организовать для студентов настоящую рабочую практику. «Могу говорить только про свой опыт, но у нас в консерватории техническая ситуация хорошая — есть и современное оборудование, и концертный зал, где студенты могут учиться. В принципе, даже если аппаратуры нет, вузы могут позволить себе ее приобрести, так как она покупается не на один год и стоит сравнительно недорого. Проблема в другом. Сейчас у нас очень практико-ориентированный стандарт обучения, это хорошо, но мы столкнулись с тем, что работодатели не готовы ждать, пока студенты пройдут эту самую практику в вузе. При этом они также не готовы обучать их на месте на своем оборудовании. Получается дилемма: мы хотим дать практику, а работодатели хотят получить уже готовых специалистов», — посетовала Васенина.
Заведующая кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Тамара Бриль
добавила, что «то, что по выпуску получает несчастный студент — фикция. Диплом ничего не значит, если у него нет главного — профессии. А профессия получается только от ежедневной практики. Среди всех многочисленных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, эта — основная».
По словам заведующего кафедрой музыкальной звукорежиссуры СПбГУП, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Сергея Осколкова, звукорежиссура во многом как вождение: можно сдать экзамен и получить права, но пока сам не начнешь ездить, водить не научишься. «Основное в образовании, конечно, это развить музыкальный вкус и культуру. Аппаратура меняется и усложняется каждую неделю, за этим трудно угнаться. Звукорежиссура — это искусство. Но мы живем в условиях рынка, и это сильно влияет на мировоззрение и ориентированность студентов, в том числе и в вопросах практики», — сказал Осколков.
Отчасти решение проблемы с практикой ложится и на плечи самих студентов, считают специалисты. Так, звукорежиссер Московской филармонии, композитор, старший преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Виктор Осадчев объяснил, что студенты должны уметь делать разные вещи, которые будут востребованы на рынке: «Когда студенты приходят к нам в филармонию практиковаться или работать, они садятся за пульт, делают микс как их научили, все правильно. Но исполнитель им говорит — это не то. И у них сразу начинается паника, потому что они не предполагают, что есть и другие варианты их работы, которые они могут предложить на рынке. Эти более широкие навыки нужно развивать в себе самим, над этим надо работать, а не слепо верить тому, что им сказали когда-то, на автомате разводить стереопару в края и все».
Заведующий кафедрой звукорежиссуры МГИК Алексей Чудинов предложил несколько вариантов решения проблемы с практикой: во-первых, ввести «рассредоточенную практику», когда на практику уходит одна часть студентов, затем другая, а во-вторых, наладить сотрудничество между вузами для организации практики и обмена студентами. Чудинов также затронул вопрос заочного и дистанционного образования по специальности звукорежиссера: «Конечно, при организации такой формы обучения возникает много трудностей. Но заочное образование необходимо, к примеру, тем, кто уже давно в профессии, но кому в определенный момент потребовался официальный документ, подтверждающий, что он действительно звукорежиссер».
В этом отношении, считает старший преподаватель кафедры звукорежиссуры СГИК Дмитрий Вдовин, необходимо разделять творческую и техническую составляющую в специальности звукорежиссера. «Техническую часть можно и нужно давать заочно или дистанционно, но что касается творческой части, то здесь живого общения с преподавателем ничем не заменишь. Учить можно только в процессе, давать комментарии сразу, когда человек делает микс на концерте, а не раз в год. Необходимо понимать, почему человек делает ошибку — в результате стресса или еще по какой-то причине, и сделать это можно только стоя рядом», —
высказал свою точку зрения Вдовин.
Заведующий кафедрой звукорежиссуры ИСИ, доцент ВГИК, МТУСИ Семен Литвин присоединился к дискуссии и призвал учитывать общие тенденции в образовании: «Мы много участвуем в образовательных конференциях и форумах по всей России, и все чаще звучит вопрос: есть ли у вас заочная форма, есть ли дистанционные курсы? Бывает, что у людей есть и опыт, и практика, но недостает фундаментального образования. Они не могут приехать обучаться в другой город. Есть большая потребность в том, чтобы мы выходили на рынки дистанционного образования, и это общемировой тренд. Мы сегодня много говорили о наших текущих проблемах, их действительно много, но мы также должны смотреть в будущее и ориентироваться на дальнейшее развитие».
По итогам дискуссии участники внесли предложение представить от лица Гильдии звукорежиссеров РМС позицию индустрии для готовящегося закона об усилении практической подготовки российских студентов. Мария Соболева пригласила представителей вузов создать контактную группу на базе Гильдии для поиска решений по общим вопросам, стоящим перед профильными образовательными учреждениями в сфере звукозаписи.