На научно-практической конференции «Свет в музее» прозвучала музыка в исполнении Санкт-Петербургского оркестра саксофонов
В Санкт-Петербурге с 22 по 24 апреля 2024 года прошла III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее». Организаторами конференции выступили Государственный Эрмитаж, Российский национальный комитет Международной комиссии по освещению, Научно-технический совет «Светотехника» и ВНИСИ им. С.И. Вавилова при поддержке Российского музыкального союза.
«Свет в музее» – крупнейшее в мире мероприятие для специалистов светотехнической и музейной отраслей, где обсуждаются все аспекты развития музейного освещения, реставрационных и выставочных пространств. Данная сфера охватывает широкий круг задач как по созданию световой среды для наилучшего представления и восприятия музейных экспонатов, так и по минимизации негативного влияния света на произведения искусства, а значит – по сохранению культурного наследия. Событие позволяет привлечь внимание широкой общественности к вопросам совершенствования музейного дела и созданию уникальных музейных пространств с помощью современных технологий.
Конференция проходила на двух площадках – в Главном штабе Государственного Эрмитажа и Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».
В первый день конференции в рамках культурной программы при содействии Российского музыкального союза состоялся концерт Санкт-Петербургского оркестра саксофонов под управлением Игоря Кузнецова. Атриум Главного штаба наполнился завораживающими звуками духовых инструментов, а солистка Екатерина Кузнецова великолепно исполнила сольный номер под бурные аплодисменты зрителей и познакомила с родственным саксофону инструментом — кларнетом. Мелодии, по признанию зрителей, попадали прямо в сердце и вдохновили участников конференции на новые творческие поиски.
Всего для участия в конференции – включая онлайн-участие – зарегистрировались 350 человек из 9 стран. Очное участие приняли 211 специалистов. Среди них были известные российские светодизайнеры, представители Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, Приморской картинной галереи, Государственного НИИ реставрации, российских и зарубежных компаний, занимающихся музейным освещением, а также эксперты научно-исследовательских и образовательных заведений — ВНИСИ им. Вавилова, НИУ «ИТМО», НИУ «МЭИ», МАРХИ, РГХПУ им. Строганова, СПбГПХА им. Штиглица, Университета Яшар (Турция) и других.
С приветствиями к участникам конференции обратились генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, председатель Научно-технического совета «Светотехника» Г.В. Боос, генеральный секретарь Международной комиссии по освещению Д. Верниш. В соответствии с решением Президиума Российской академии естественных наук, действительным членом Академии по отделению «Световая среда» избран А.В. Богданов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа.
«Работа со светом позволяет лучше видеть произведения, выставлять их так, чтобы свет не вредил им, создавать художественные эффекты. В нашем Хранилище костюмов в Старой Деревне работа с искусственным светом сделала возможным довольно долго экспонировать костюмы, которые вообще—то света очень боятся», – отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Самым сложным видом освещения является экспозиционное. Музейное освещение – подраздел экспозиционного, та самая вершина сложности и мастерства в технике освещения. Свет в музее имеет задачу, как минимум, не нанести вред объектам культурного наследия, сохранив их для наших потомков», – рассказал Георгий Боос, председатель Научно-технического совета светотехнической отрасли РФ.
В последний день форума участники очной программы в составе экскурсионных групп посетили экспозиции Главного штаба, Музея Императорского фарфорового завода и Фондохранилище Государственного Эрмитажа.
Материалы по теме:
Сайт Международной научно-практической конференции «Свет в музее»
В Эрмитаже прошла научно-практическая конференция «Свет в музее»
В Эрмитаже состоялась конференция «Свет в музее»
Конференция «Свет в Музее»: Георгий Боос и Михаил Пиотровский подчеркнули важность развития музейного освещения для сохранения культурного наследия