Генеральный директор РМС Александр Клевицкий: «Собственное композиторское творчество помогает мне понять замысел других авторов»
В рамках XXXIX Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», который проходит при поддержке Российского музыкального союза, 11 ноября 2017 года в переполненном зале Дома композиторов состоялся концерт песни и инструментальной музыки с участием Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева. Агентство InterMedia опубликовало интервью главного дирижера и художественного руководителя оркестра Александра Клевицкого, с которым побеседовала Татьяна Журбинская.
Т.Ж. В «Московской осени» всегда участвует АБКО имени Ю.Силантьева. Александр Леонидович, каково ваше настроение в этом году?
А.К. Прекрасное настроение, разве можно забыть, что впервые в качестве художественного руководителя и главного дирижера оркестра я выступил именно здесь.
Т.Ж. Вы уже уверенно чувствовали себя за пультом, хотя дирижер – профессия долгая. Чтобы достигнуть мастерства, требуется определенный период созревания не только профессионального, но и человеческого, что вы уже показали даже в своих первых концертах.
А.К. Вообще-то это был совсем не первый концерт. Иногда смотрю на свою детскую фотографию, где я был одет в костюмчик с красивым шелковым бантом, и будто слышу раздающийся шепот вокруг – «у ребенка большое музыкальное будущее». Шутка, конечно, тем не менее я рано овладел фортепиано и мог сыграть все, что тогда звучало, – а ведь это был период расцвета советской песни. Наверное, недаром теперь в моем репертуаре так много произведений наших песенников-классиков, и в юбилейном концерте прозвучали песни Фельцмана, Долуханяна, Аедоницкого. Легендарные люди. Какое счастье, что жизнь свела меня с Евгением Крылатовым! Убеленный сединой, признанный 80-летний мэтр остается таким же непосредственным в искусстве, как и раньше. С каким наслаждением я исполнил в концерте его песню «Загадка женщины» (солистка – Татьяна Ветрова)!
Т.Ж. Настоящей сенсацией стало исполнение Сюиты Александра Цфасмана…
А.К. Не спорю, выступление солиста – студента Государственного музыкального колледжа эстрадно-джазового искусства Александра Вязова – было триумфальным. Виртуозность фортепианной игры в сочетании с внутренней музыкальностью сделало звучание известных пьес Цфасмана неповторимым. Мне даже пришлось приостановить программу, потому что зал бурно реагировал – аплодисментам не было конца.
Т.Ж. Программа оркестра – многообразный спектр стилей. Что вам помогает в умении так мобильно переключаться при прочтении самых разнохарактерных партитур?
А.К. Умножила мой опыт работа на телевидении. Когда проводились эстрадные конкурсы «Ступень к Парнасу», «Лестница в небо», создал настоящий оркестр, причем каждого человека я набирал сам из большого числа претендентов. Эти первоклассные музыканты сопровождали выступление певцов на конкурсах, а так как оркестр понравился публике, то его стали приглашать давать самостоятельные выступления. Свой авторский вечер в 2004 году в концертном зале «Россия» – том, намоленном, настоящем, также провел с оркестром.
Т.Ж. Планируя выступление на «Московской осени» в Доме композиторов, как вы строите программу?
А.К. Соблюдаю принцип фестиваля – исполнять премьеры новых сочинений. Александр Покидченко – известный музыкант, объездивший с концертами полмира, не раз выступал с нами в телевизионной «Романтике романса», солировал как пианист. На этот раз он представил песню на известные стихи Николая Заболоцкого «В этой роще березовой», исполнив ее драматично, с большим накалом.
Дмитрий Жаров, с которым мы общались в течение многих лет, недавно ушел из жизни. Мы исполняем его патетическую широкого дыхания «Песню о любви». О самом прекрасном людском чувстве поет молодой певец Илья Ушуллу. Может быть, он представил себя, поэтому все воспринималось так естественно. А творческое совпадение всегда дает хороший результат.
Музыка и исполнительская манера Раисы Саед-Шах насыщены первозданностью, что ли, повышенным темпераментом. Серьезная хорошая поэзия Анны Саед-Шах и Анны Ахматовой углубляют настроение. Квартет стройных симпатичных бэк-вокалисток, студенток РАМ имени Гнесиных по классу Раисы Саед-Шах, никого не оставил равнодушным.
Т.Ж. Дирижер пританцовывал – устоять невозможно, его можно понять. Вы свои концерты ведете сам, говорите с воодушевлением. Например, об Эдуарде Артемьеве прозвучал целый монолог.
А.К. Для этого концерта я выбрал инструментальный фрагмент «Сюрприз на балу», а также песню «Где же ты, мечта» (солистка Виктория Дмитриева-Гольдштейн). И вообще в последнее время много играю нашего известного композитора, юбиляра, которому в этом году исполняется 80 лет.
Когда появилась идея исполнить музыку Эдуарда Артемьева из кинофильмов Никиты Михалкова в концерте, все же у меня возникли сомнения. Музыка в фильме в сплетении с видеорядом, сюжетом – это одно, а та же музыка, исполненная отдельно – совсем другое. Я вчитывался, вдумывался и пришел к выводу: музыка вполне говорит самостоятельно – внятно, доходчиво, с огромной силой воздействия.
Т.Ж. С Эдуардом Артемьевым, насколько я знаю, вы пересеклись гораздо раньше.
А.К. Да, теперь существует разветвленная, включающая много композиторских и исполнительских имен, признанная во всем мире Ассоциация электроакустической музыки. Эдуард Артемьев является президентом Ассоциации.
Начиналось все в конце 80-х годов, когда уже вовсю существовали электронные инструменты, создавалась музыка для них, использовалась электроника в записи фильмов – тогда я предложил создать в Союзе композиторов СССР Ассоциацию электронной музыки. Мои идеи были подхвачены Артемьевым, поэтому неудивительно, что меня привлекает в личности этого музыканта его способность чувствовать самые актуальные веяния и запросы времени.
Т.Ж. Кстати, в вашем оркестре есть электронные инструменты?
А.К. Конечно. Как же без них? Это определенная краска, и мне нравится смешивать акустику и электронику, создавая новые неожиданные эффекты.
Т.Ж. В концертах «Московской осени» всегда интересные солисты. Вы любите певцов?
А.К. Начнем с того, что с оркестром выступали лучшие российские артисты. Я заслушивался пением Ивана Козловского, Ирины Архиповой, а сколько переживаний рождали выступления Клавдии Шульженко! Мне довелось работать с нашими корифеями – Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, многими звездами нашей эстрады.
Я немало волновался как автор – состоялась премьера моей песни «Как это было давно». С Андреем Солодом мы начали сотрудничать давно, когда были поставлены мои первые мюзиклы, я высоко ценю этого самобытного эстрадного артиста. А Марию Заграй, студентку РАМ имени Гнесиных, услышал недавно, и настолько она показалась мне перспективной, что я доверил ей спеть дуэтом с Андреем премьеру моей песни – и не ошибся.
Т.Ж. Чествовать юбиляров – традиция «Московской осени»: Евгений Дога отмечает 80-летие. Недавно иду в переходе в метро – а там молодой скрипач играет мелодию из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».
А.К. Не сомневаюсь, что он не знает автора этой музыки: есть мелодия и есть. Мы же чествуем великолепного композитора, играем вальс, который давно по популярности уже вышел за пределы нашей страны.
Т.Ж. Концерт – верхушка айсберга. Как проходит подготовка к концертам? Репетиции?
А.К. Не люблю раскрывать своей кухни – слушайте результат.
Т.Ж. Тем не менее… Есть ли особые технические приемы, секреты профессии дирижера?
А.К. Вообще-то я изучил огромное количество партитур, слушал мировую и отечественную классику, современную музыку в интерпретации разных дирижеров. «Примеряю» партитуры к своим музыкантам – верю им, они справятся. Меня привлекает разнообразие – к примеру, на конкурсе молодых вокалистов имени Муслима Магомаева дирижирую Моцартом, Вагнером, Чайковским. Играю совместно с рок-музыкантами.
Т.Ж. В концерте прозвучали ваши песни, инструментальные пьесы. Используете служебное положение?
А.К. С одной стороны, это мировая практика: композиторы сами играют свои сочинения. Только у Сергея Рахманинова был рояль, а у меня – оркестр. С другой стороны, придя в Оркестр имени Силантьева, я уже давно был профессиональным сложившимся композитором.
Т.Ж. Ну да, ваши «Лилии» распевала вся страна, мюзиклы были поставлены во многих театрах, а выпуски «Ералаша» с вашей музыкой и сейчас с интересом смотрит мой внук. Когда на сцене Дома композиторов появился режиссер киножурнала Борис Грачевский, зал расцвел улыбками. Когда-то приглашение звезд стало фирменным знаком «Ералаша», теперь сам режиссер – медийное лицо, которое любят и горячо встречают. Публика уже настроилась на то, что Грачевский споет с оркестром, ведь не раз так бывало. Но на этот раз он ограничился приветствием другу.
А.К. Сколько выпусков сделали – не считал, хотя мы с Борисом Грачевским за время работы над «Ералашем» оба повзрослели, считайте, породнились. Однако это лишь небольшая часть нашей творческой работы. Не так давно вышел на экраны художественный фильм. Его название – «Крыша», история из жизни школьников.
Т.Ж. За музыку к этой трогательной истории вы получили приз за лучший саундтрек фильма.
А.К. Уточню, что собственное композиторское творчество помогает мне понять замысел других авторов, я будто врезаюсь в другое мышление, начинаю полнее понимать его и передавать адекватнее.
Т.Ж. Раскрываю буклет фестиваля «Московская осень», где каждому концерту посвящена своя страница. Александра Клевицкого вижу не только на странице концерта оркестра, но и в начале буклета – он приветствует фестиваль в качестве генерального директора Российского музыкального союза.
А.К. Союз создан не так давно, но уже является признанным, так как объединил многие музыкальные организации столицы и регионов страны – филармонии, консерватории, творческие союзы. РМС стал членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, в котором раньше нашу страну представлял Союз композиторов СССР. Причем мы включены в этот совет в число 45-ти стран, которые не просто представительствуют, но и принимают решения. Главная цель Российского музыкального союза – помогать музыке в целом. Как можно не заметить и не поддержать «Московскую осень»? Около 40 концертов – симфонических, камерных, хоровых, духовых, электронных, джазовых, участие лучших коллективов и солистов – вот такой масштаб!