Член Совета РМС Даниил Крамер: «С детства я искал собственный путь»
В Вологодской областной государственной филармонии им. В.А.Гаврилина состоялся первый концерт абонемента «Джаз с перчинкой». Для слушателей выступили Винсент Хэрринг (саксофон, Нью-Йорк), Даниил Крамер (фортепиано, Москва), Дарья Чернакова (контрабас, Москва), Виталий Эпов (ударные, Москва).
Даниил Крамер – народный артист России, почетный член Сиднейского профессионального джаз-клуба, член Джаз-клуба города Хаппаранда (Швеция), лауреат Европейской премии им. Густава Малера, член Совета Российского музыкального союза (РМС). Пианист пригласил в свою новую программу легендарного джазмена – американского хард- и пост-боп саксофониста Винсента Хэрринга. Наверное, нет ни одного джазового фестиваля в США и Европе, в котором он не принимал бы участия. Музыканта считают ведущим альт-саксофонистом своего поколения.
Даниил Крамер побеседовал с пресс-службой Вологодской филармонии.
Даниил Борисович, когда состоялась премьера вашей новой программы, и как возникла её идея?
Идея возникла около двух лет назад, когда мы с Винсентом и Робертом Анчиполовским сыграли в Международном доме музыки весьма специфический концерт «Шоу саксофонов». Это была настоящая музыкальная битва. Познакомившись с Винсентом, я понял, что хочу, чтобы этого легендарного музыканта узнали в России. Впервые программа была показана в Омске 26 октября. Вологда – десятый из 18 городов в нашем маршруте, который завершится 21 ноября.
В одном из интервью вы сказали, что порой ошибка может стать поводом для написания нового произведения. Проиллюстрируйте примером.
У меня такое было не раз. Например, моя пьеса Yesterdays, которая написана в стиле Шуберта – результат ошибки. Я не знал, что делать с этой пьесой, пытался «найти» левую руку, и внезапно она заиграла совершенно не джазово. В результате ошибки возникла новая версия композиции. Важно здесь одно: музыкант должен быть настолько опытен, чтобы понять, что это не просто ошибка, а что-то новое.
А если говорить об ошибках в жизни?
В жизни есть разные типы ошибок: ошибки, от которых зависит только твоя жизнь, и ошибки, от которых зависят жизни людей. Я отношусь к ним по-разному. В целом же, ошибки – это и наша беда, и наше счастье. Они не всегда имеют негативные последствия, а порой открывают неожиданные пути, заставляют нас развиваться.
Язык импровизации присущ вам с детства?
С детства я подбирал мелодии, которые мне нравились, сочинял продолжения мотивов произведений Моцарта, искал собственный путь. Любой будущий музыкант испытывает на себе множество влияний со стороны педагогов, родителей, композиторов. Вопрос только в том, останется ли он подвластным этим влияниям или возьмет власть над ними. Это зависит от природного предназначения. Как говорил один из египетских фараонов: мир делится на две категории – тех, кто правит, и тех, кем правят. Также и в искусстве. При этом задача истинного искусства одна: с помощью средств выразительности данного жанра и личного влияния создать образ, который дойдет до глубины души человека. Стоит задуматься о том, что мы потребляем в качестве духовной пищи.
Концерт легендарных джазменов с большим успехом состоялся в Вологде и Череповце. Публика стала свидетелем неожиданных поворотов и бесконечных импровизаций музыкантов-виртуозов.
Саксофонист Винсент Хэрринг поделился тёплыми впечатлениями от концертов на Вологодчине: «Публика здесь прекрасна, одна из лучших на нашем маршруте. Я влюбился в энергию зала и в те чувства, которыми зрители сопровождали наш концерт».