Ассоциация народных и хоровых коллективов РМС провела конференцию деятелей культуры в Туле

На форуме, прошедшем в Колонном зале Дворянского собрания, состоялись выступления 30 спикеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Новосибирска, Саратова, Казани, Барнаула, Красноярска, Улан-Удэ, Магнитогорска, Томска, Нижнего Новгорода, Московской области, Калуги, Боровска, Тулы, представивших шесть федеральных округов РФ.

Участников приветствовали генеральный директор РМС, заслуженный деятель искусств РФ, композитор, дирижер Александр Клевицкий и председатель Гильдии академического исполнительства РМС, заслуженная артистка РФ, пианистка Екатерина Мечетина.

Открывая конференцию, ее инициатор профессор Александр Соловьёв, декан Московской консерватории, руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов РМС, кратко обрисовал цели и задачи Ассоциации – содействие в продвижении молодых хормейстеров, создание условий для реализации новых проектов, оказание помощи в поиске современного репертуара, а также отметил, что встрече в Туле предшествовали полтора года подготовительной работы и серьезные проекты, реализованные под эгидой РМС.

По предложению Александра Соловьёва, доклады были разбиты на три тематических блока, охватывавших проблематику репертуара хоров, в том числе вопрос внедрения современной музыки, сохранения культурного наследия и национально-певческих традиций, и состояние образования, в том числе в области детского хорового исполнительства.

Все присутствовавшие высоко оценили открытость диалога и удачный формат «панельной дискуссии» (модератор конференции – главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая), позволивший всем участникам быть вовлеченными в круг обсуждаемых тем. Проректор по организационно-творческой и концертной работе Магнитогорской консерватории Евгения Кравченко отметила на своей странице в Facebook: «Мы имели возможность не только представить свои успехи и достижения в области хорового исполнительства, но и поднять довольно животрепещущие вопросы и проблемы».

Что показал обмен мнениями? Во-первых, развитие хорового искусства в России неоднородно, каждый регион имеет свои особенности. По словам Алексея Кубышкина, ректора Петрозаводской консерватории, в Карелии существуют народные хоры, «но за 100 лет существования республика никогда не имела профессионального академического хора. Только с марта 2020 года, благодаря усилиям консерватории, организуется первый профессиональный коллектив, пока камерный мужской хор, но хотя бы сделан первый шаг». Напротив, в Новосибирске высоко развита хоровая культура. Как рассказал Александр Париман, профессор кафедры хорового дирижирования Новосибирской консерватории, в Новосибирской области много детских хоровых школ и коллективов. «В августе 2019 года у нас зарегистрировано хоровое братство «Прометей», объединившее 40 любительских хоров. Мы – первая филармония, которая организовала хоровой конкурс». Известен своей развитой хоровой культурой Нижний Новгород, а вот в Ярославле, по словам Ларисы Яруцкой, заведующей кафедрой академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры, всего одна-две школы, где есть хоровое отделение. И даже в Санкт-Петербурге нет ни одной хоровой специализированной школы. В отличие от Москвы, где уже несколько десятилетий плодотворно работают хоровые школы «Радость», «Весна» и другие.

Второй важной темой стало снижение контрольных цифр приема. Об этом говорили ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский, ректор Саратовской консерватории Александр Занорин, проректор по науке Казанской консерватории Юрий Карпов, заведующая отделением «Искусство народного пения» кафедры хорового дирижирования Сибирского государственного института искусств Лариса Экард, директор Колледжа искусств имени Чайковского в Улан-Удэ Баир Турбянов. География свидетельствует, что это системный сбой. Причем прием сокращается и в среднем звене, и в консерваториях. Отсюда идут проблемы нехватки кадров для работы с любительскими и детскими хорами, сокращение численности студенческих хоров в самих ссузах и вузах.

Александр Занорин предложил попробовать выступить с инициативой о поддержке специалистов на федеральном уровне, чтобы поднимать хоровую культуру в отдаленных муниципалитетах: «Есть программа «земский доктор», мог бы быть и «земский работник культуры»».

Третья тема – вопрос репертуара: что петь хорам, как внедрять современную академическую музыку. Этот вопрос рассматривался в нескольких направлениях:

— устаревшие методики обучения, в том числе сольфеджио, не развивающие слух на базе современной музыки;
— нехватка специальных учебников нового типа, предназначенных для хоровиков, которые позволили бы хоровым дирижерам свободно ориентироваться в стилевых тенденциях и композиторских техниках XX-XXI века, используемых конкретно в хоровой музыке этого периода;
— труднодоступность нот.

Хормейстер Камерного хора Московской консерватории Алексей Вязников затронул вопрос цифровизации и предложил активнее внедрять в педагогический процесс компьютерные технологии, чтобы вместо игры хоровой партии на рояле использовать компьютерную программу, воспроизводящую звучание вокальных тембров.

Руководитель Государственного камерного хора Республики Татарстан Миляуша Таминдарова запомнилась темпераментным выступлением. Она поделилась своими профессиональными наработками в области развития хорового звучания, подчеркнув, что в Татарстане в хор часто приходят низкоквалифицированные кадры, «троечники, которые даже известную классику учат с телефона». Ей оппонировал Александр Рыжинский, создавший ансамбль современной музыки Altro coro и исполняющий западноевропейскую музыку середины XX – XXI века: «Важно соотношение эксперимента и традиции. Я за разумный баланс. Играют роль две составляющие – информация о новой музыке и умение воплотить ее в жизнь».

Точку зрения менеджера высказал Дмитрий Гринченко, руководитель Русского концертного агентства, директор Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета: «Нельзя отсекать «непопулярные» жанры, «сжимать» рынок. Вслед за этим мы отсекаем публику, которая, пресытившись классикой, перестанет ходить и на Шестую симфонию Чайковского».

Все эти моменты могут постепенно решаться в рамках всероссийского мастер-класса «Хормейстеры XXI века» – проекта, предложенного профессором Александром Соловьёвым. Задача мастер-класса – внедрение современных подходов в дирижерско-хоровую практику и в исполнение новой музыки. Он должен включать занятия кураторов, известных хоровых дирижеров и педагогов с молодыми хормейстерами, собранными со всей России. Базой для проведения таких «курсов повышения квалификации» могут стать российские консерватории.

В рамках конференции состоялась презентация новой серии сборников «Репертуар хормейстера XXI века», изданных в московском издательстве «Композитор» также по инициативе Александра Соловьёва. В первых двух выпусках представлены транскрипции шедевров мировой классики Кузьмы Бодрова и авторские сочинения Александра Клевицкого. Издание, выпущенное при поддержке Российского музыкального союза, призвано восполнять лакуны в этой сфере.

Участники были также проинформированы о ходе реализации совместного просветительского проекта РМС и издательства «Композитор – Санкт-Петербург» «Золотой фонд русской хоровой музыки», направленного на формирование библиотеки редких хоровых партитур. Организаторы готовы безвозмездно высылать партитуры хоровым коллективам по запросу.

Обсуждение ситуации в хоровом деле в Петербурге продолжил декан Санкт-Петербургской консерватории, дирижер и композитор Сергей Екимов, представивший свои хоровые опусы и новый конкурс хоровых дирижеров имени Валерия Успенского, запланированный на февраль 2021 года.

Лариса Яруцкая показала сборники с сочинениями современных петербургских композиторов, предназначенные для детского хора, рекомендовав более активное их внедрение центрами учебно-методического воспитания (методкабинетами).

Неоднократно затрагивался вопрос о нерешенной проблеме отсутствия уроков музыки в общеобразовательных школах, либо о низкой квалификации ведущих их педагогов. На сегодняшний день школы по-прежнему вправе сами решать, будет ли у них предмет «Музыка» или нет, и дети могу проучиться 11 лет и вообще не иметь представления о музыке и культуре. Инесса Грицай, депутат Барнаульской городской думы, художественный руководитель Барнаульского детского хора «Сентябринки» поделилась «сюжетом из жизни», когда педагог дал детям домашнее задание – выяснить денежную стоимость гран-при последнего Международного конкурса имени Чайковского.

Елена Веремеенко, руководитель детского хора «Пионерия имени Г.А. Струве», подняла тему о разнице в финансировании предпрофессионального образования и дополнительных образовательных программ в пользу первого. В то же время для выявления талантливых детей нужен очень большой охват, массовость, чему способствуют любительские коллективы, студии. Детский хор «Пионерия» совместно с хором Тульского Центра одаренных детей спел со сценическим движением композицию Adiemus современного британского композитора К. Дженкинса – иллюстрируя разговор о репертуарных границах.

О роли хормейстера в ДМШ и ДШИ и о проблемах развития дополнительного образования в связи со слиянием в холдинги говорили в своих репликах Екатерина Никитина, профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке, и художественный руководитель детского хора «Радуга» и международного конкурса молодых музыкантов «Vivat Musica!» Анна Московчук.

Плодотворной и интересной была дискуссия и по вопросам развития народно-певческой традиции. Ее открыла Мария Медведева, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных. Директор Тульской филармонии Елена Руднева рассказала о расцвете фольклорных коллективов в Тульской области за последние 25 лет, подчеркнув, что «мы занимаемся реанимацией народной певческой традиции». Ирина Брыкова, художественный руководитель тульского фольклорного ансамбля «Ладушки», привела статистику: «У нас три учебных заведения, где готовят фольклористов. Центр для одаренных детей, при котором три ансамбля. Еще три филармонических коллектива. Через театрализацию народная песня стала понятна детям. Так мы формируем вкус и любовь зрителей». Несколько номеров из репертуара детского ансамбля «Ладушки» были продемонстрированы участникам и гостям конференции. Идея театрализации через создание единого сюжета из песен является сейчас трендом в народных коллективах – об этом рассказала и Лариса Экард на примере подготовки программ для госэкзамена в Сибирском институте искусств. Она также высказала идею о целесообразности проведения конкурса народно-певческих коллективов вузов и ссузов имени выдающегося деятеля искусств, основоположника народно-певческого образования в Красноярском крае Николая Шульпекова.

Завершило конференцию выступление молодежного коллектива «Дар-хор», созданного хормейстером Сергеем Васильевым в Тульском колледже искусств имени А.С. Даргомыжского, продемонстрировавшее собравшимся специфику работы с эстрадным хором.

Музыкальная часть конференции также включила концерт к 100-летию со дня рождения И.А. Михайловского – известного хорового дирижера и деятеля культуры, возглавлявшего Тульскую областную филармонию и Тульский государственный хор. В программе прозвучали сочинения С. Рахманинова: Шесть хоров, объединивших Камерный хор Московской консерватории, хор Центра одаренных детей Тульской области «Мастерская талантов» и Детский хор «Пионерия» им. Г.А. Струве. Сводным хором руководил Александр Соловьёв, партию фортепиано исполнила заслуженная артистка России Екатерина Мечетина, которая затем сыграла прелюдии, «Элегию» Рахманинова и ряд транскрипций композитора. В завершение прозвучали фрагменты из «Всенощного бдения», «Литургии», «Вокализ» Рахманинова… Свое дирижерское искусство перед Тульским государственным хором и Камерным хором Московской консерватории также продемонстрировали Александр Рыжинский, Александр Занорин, Алексей Кубышкин, Сергей Екимов.

Справка

Ассоциация народных и хоровых коллективов была образована в 2018 году в составе Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза. Среди главных задач – творческая и профессиональная поддержка народных и хоровых коллективов, дирижеров и хормейстеров, создание условий для реализации новых проектов, направленных на популяризацию народного и хорового исполнительства, в том числе содействие в организации звукозаписи и проведении межрегиональных, общероссийских и международных фестивалей, мастер-классов, конкурсов дирижеров и хоров, лекций и семинаров. Важными целями Ассоциации являются содействие в продвижении молодых хормейстеров, оказание помощи в поиске современного репертуара.