Дорогу молодым – авторская колонка члена Совета РМС Алексея Рыбникова

Народный артист РФ, председатель Совета Союза композиторов России, член Совета Российского музыкального союза (РМС) Алексей Рыбников – о проблемах нового поколения российских композиторов

Президент поручил правительству обратить особое внимание на необходимость продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства. Как композитор и глава совета Союза композиторов России могу только порадоваться этому указу и отметить его безусловную важность и своевременность.

Действительно, музыкальная молодежь – композиторы, исполнители, музыковеды – сегодня крайне нуждаются в помощи и внимании государства. Но не только потому, что в этой сфере накопилось множество проблем (а это действительно так), но и потому, что российские музыканты нового поколения уже доказали свою состоятельность, перспективность. Выпускники наших консерваторий сегодня востребованы во всем мире, произведения российских композиторов звучат в крупнейших концертных залах Европы, Азии и Америки.

Могу привести в пример Александра Хубеева, несколько лет назад победившего в престижном голландском конкурсе Gaudeamus и уже построившего успешную международную карьеру. Ему 32 года. Немногим старше питерский автор Илья Демуцкий и чуть младше Настасья Хрущева. Она активно сотрудничает с Александринским театром, балеты Демуцкого идут в Большом театре, а еще он получил приз Европейской киноакадемии как лучший композитор. И это не исключительные случаи: поколение так называемых миллениалов действительно очень яркое. Тем более важно поддержать их, дать им трамплин для новых достижений.

Молодежь —– активная часть нашей организации. Они устраивают множество творческих акций, мероприятий, создают ансамбли, сочиняют и исполняют новую музыку в России и за рубежом. И всё это – при минимальной поддержке. Молодежное отделение Союза композиторов (МолОт), появившееся уже почти 10 лет назад, поначалу вообще не имело финансирования. И самое страшное, что могло случиться, это если бы молодые потеряли веру в свое будущее, сникли. А они не сникли и по-прежнему продолжают работать. Сейчас есть небольшая помощь от Министерства культуры, да и непосредственно Союз композиторов выделяет средства на ряд концертов. Но это все-таки крохи, которые не позволяют развернуться в полную силу и по-настоящему дать дорогу молодым.

Однако необходима не только материальная поддержка, но и, условно говоря, моральная. Музыка современных молодых композиторов находится на периферии нашей культурной жизни. СМИ о них говорят редко, музыкальные коллективы исполняют скорее в качестве исключения, поэтому широкая публика не знает, что происходит в этой сфере. Тем более важно разработать комплекс мер по популяризации современной музыки, чтобы композиторы не чувствовали себя в информационной изоляции. Надо напомнить людям, что у нашей страны есть не только великие традиции, но и новые музыкальные достижения.

В мире распространена такая форма поддержки: оркестрам, ансамблям, театрам выделяются средства на заказ и исполнение произведений современных композиторов своей страны. Мне кажется, этим примером стоит воспользоваться. Если бы наши ведущие коллективы получали целевые гранты подобного рода, это решило бы сразу несколько проблем. Во-первых, композиторы смогут заработать своим профессиональным трудом. Во-вторых, новые партитуры не лягут в стол, а сразу прозвучат перед публикой. Для композитора очень важно услышать свое произведение, тем более в хорошем исполнении – это совсем иное качество профессионального существования. А для публики это возможность познакомиться с неизвестными ей именами.

Наконец, в-третьих, исполнители получат опыт работы с музыкальным языком XXI века. Это не менее ценно, ведь если оркестр всё время играет только классиков, как он сможет на высоком уровне интерпретировать современный репертуар? Недавно у нас в рамках Всероссийского фестиваля Союза композиторов прошел концерт в зале Чайковского. И мы увидели, с каким энтузиазмом публика воспринимает творчество современных композиторов, причем всех направлений – от авангарда до киномузыки. Если подобные вечера будут проходить регулярно и во всех филармониях, а не только в Московской, музыкальный ландшафт страны изменится.

Впрочем, и гранты – не единственное назревшее решение. Помимо прочего, существуют еще и юридические сложности, связанные с самой профессией «композитор» и, соответственно, мешающие работать молодым ее представителям. Трудно поверить, но само понятие «композитор» в Общероссийском классификаторе профессий и должностей отсутствует! Выпускник консерватории, вступивший в Союз композиторов, не может написать, что место его работы – СК, а должность – композитор, как было в советские времена. Ему не приходится рассчитывать ни на пенсию, ни на какую-то социальную поддержку, медицинское обслуживание и всё то, что имеет человек в штате государственных или частных организаций. Это громадная ошибка. Какого развития современной русской музыки ждать, если ее создателей не считать профессионалами? И зачем тогда их обучать в консерваториях, тратить большие деньги на образование? «А ты кто?» – «Я никто, у меня нет профессии».

Конечно, в рамках выполнения поручения президента необходимо приступить к решению перечисленных проблем. Благо, нерешаемых среди них нет. И прекрасно, что руководство страны понимает необходимость шагов в этом направлении. Ведь если мы сегодня позаботимся о молодых композиторах, музыкантах, создадим им условия для творчества и самореализации, то завтра увидим новый расцвет.

Источник