Юрий Башмет о том, как вызвать у молодого поколения интерес к искусству

Газета «Гудок» начала публиковать серию бесед с известными деятелями искусства о том, как воспитать молодёжь в лучших культурных традициях и как популяризировать в России классическое искусство.

Первым на вопросы редакции ответил альтист, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы», народный артист СССР, сопредседатель Совета Российского музыкального союза Юрий Башмет.

– Вы много сил и времени тратите на проекты, связанные с музыкально одарёнными детьми. Почему для вас это важно и что это за программы?

– Эта тема мне очень близка. В 2013 году была создана программа «Юрий Башмет – молодым дарованиям России». В неё на сегодняшний день входят 13 образовательных центров в разных городах страны. В каждом из них проходят мастер-классы, которые проводят именитые российские и зарубежные музыканты для самых талантливых и музыкально одарённых детей. Они занимаются с учениками, дают им, что называется, хороший толчок для дальнейшего развития.

Во время занятий с детьми, прослушиваний и появилась идея создать Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Чтобы попасть в его состав, нужно пройти настоящий конкурс. Ни связи, ни знакомства здесь не работают. Мы с профессиональными музыкантами прослушиваем каждого претендента. И тот, кто побеждает, становится музыкантом нашего оркестра.

– Юношеский оркестр существует на постоянной основе?

– Наш оркестр – это как сборная команда по футболу, в которой играют лучшие музыканты из 40 городов страны: от Владивостока до Калининграда. В обычной жизни многие из оркестрантов ещё учатся в школе. У нас семь-восемь музыкантов в возрасте 11 лет. Есть замечательный 11-летний гобоист. На гастроли с нами обязательно едут одна-две мамы, мы называем их «дежурные мамы», чтобы присматривать за самыми юными музыкантами.

По нашим правилам музыкант, которому исполняется 22 года, покидает оркестр, освобождая место для других, более юных кандидатов.

Для того чтобы отобрать лучших из лучших в его последний состав, мы прослушали в прошлом году более 650 человек. А в оркестр прошли только 100 человек. Но это не так трагично для тех ребят, кого профессиональное жюри не отбирает. Потому что в процессе прослушивания кандидат присутствует на мастер-классе известного музыканта. Это даёт ему возможность подготовиться к следующему прослушиванию. И, скажем, через пару лет он может снова попытать счастья и попасть в наш оркестр.

– У вашего юношеского оркестра всё по-настоящему: гастроли, концертные залы, аплодисменты, поклонники?

– Конечно! В конце сентября – начале октября прошлого года мы ездили с последним составом юношеского оркестра в азиатский тур. Выступали в Сингапуре, Пекине, Шанхае и Сеуле. А начался он во Владивостоке, где мы отыграли концерт в рамках культурной программы Восточного экономического форума.

Мы давали концерты в разных российских городах, два раза выезжали в Европу. Играли в Берлинской филармонии. Но наше первое выступление было в 2012 году в Сочи. А первые гастроли состоялись в 2013 году, они прошли в Москве, Нижнем Новгороде, Перми и Екатеринбурге. В 2014 году прошло первое европейское турне, мы играли в Берлине, Брюсселе и Женеве. В 2016 году ребята выступили в Большом зале консерватории в Москве, Концертгебау (Амстердам), Зале Верди (Милан) и в Мюзикферайн (Вена).

Но перед тем как отправиться в тур, ребята со всей страны приезжают в Москву на репетиционную сессию. Это как спортивные сборы перед Олимпийскими играми или другими важными спортивными соревнованиями. Они живут в прекрасных условиях под Москвой. Один раз мы это сделали в Крыму. С ними занимаются педагоги, их собирают по группам и секциям. Я с ними работаю последние 4–5 дней, когда они уже подготовленные, знают, что играть.

– Как вы оцениваете современных российских зрителей?

– Я могу ими только восхищаться. Публика в российских городах пытлива и благодарна. Хотя при этом те, кто всегда ходит на концерты классической музыки и не пропускает гастроли столичных оркестров и исполнителей, как правило, имеют свои предпочтения, у них собственная точка зрения на то, как следует исполнять то или иное произведение, они сравнивают игру разных исполнителей, у них есть свои любимцы. В общем, их не собьёшь рекламой.

Я вспоминаю одну историю, которая произошла в Свердловской филармонии. Друг попросил меня во время поклонов в конце концерта посмотреть по диагонали направо в потолок и помахать рукой. Там была установлена телекамера. В какой-то уральской деревне в библиотеке собрались девять бабушек, чтобы посмотреть наш концерт. Именно им я и махал. Потом в следующий раз, когда я был в Екатеринбурге, мне на пресс-конференции принесли банки с солёными огурцами и грибами. Это был привет от тех бабушек.

– У вас нет проблемы с публикой, у вас всегда аншлаги…

– Вы напрасно так думаете. Потому что это бешеная ответственность перед теми детьми, которые оказались на моём концерте впервые с родителями или чаще с бабушкой и дедушкой. Для меня важно, чтобы мой концерт не стал первым и последним для этого ребёнка.

Есть и другой уровень ответственности – перед той публикой, которая приходит слушать именно тебя.

– Когда вы считаете, что выступление было удачным?

– Мне трудно объяснить это ощущение. Если речь идёт об оркестре, то от концерта к концерту ощущается некий градус взаимопонимания. Даже если репетируешь с чужим оркестром, скажем, три дня, но возникла какая-то искра между нами, то во время концерта ты уже можешь себе позволить импровизировать. Музыкальная клетка живая. Сейчас нет звука – через секунду вдруг он возникнет. И слушатель станет свидетелем этого процесса. Он вместе со мной будет импровизировать. Но это идеальный сценарий.

– Вам нравится работать с молодыми композиторами?

– Да. У нас в рамках ежегодного Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи проходит Международный конкурс молодых композиторов

им. Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Я жду, что вдруг в этом году «родится» новый Шнитке.

– Вы готовите какой-нибудь сюрприз для зрителей, которые придут на XII Зимний фестиваль искусств?

– В 2019 году в рамках фестиваля запланирована обширная программа. Традиционно состоится целый ряд мировых премьер. Среди них совместный проект с Русским музеем «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век. Часть 2. 1945–1956 годы», который объединит русскую музыку, живопись и поэзию 1945–1956 годов.

Пройдут музыкальная, вокальная, театральная академии, мастер-классы для молодых композиторов, оркестровая академия Всероссийского юношеского симфонического оркестра, Школа молодых журналистов и многое-многое другое.

Крайне интересным обещает быть концерт «Россия и карта мира», на котором вместе со мной и камерным ансамблем «Солисты Москвы» будут выступать музыканты из разных частей света на своих национальных инструментах: бандонеоне, волынке, пипе, домре, гитаре и т.д.

Совершенно уникальную программу вечера балета представит премьер Национального балета Испании Серхио Берналь, где в одном концерте будут живьём играть как музыканты испанского фламенко, так и симфонический оркестр.

Вечер джаза в этом году будет представлен концертом прославленной американской джазовой певицы и пианистки, двукратной обладательницы премии Грэмми Дайаны Шур (США). Совершенно необычным по формату будет вечер с участием двух мужских хоровых коллективов: «Рустави» из Грузии и «А Филетта» с Корсики. Целый ряд спектаклей, мастер-классов, открытых лекций и разнообразных мероприятий пройдёт в Сочи в рамках проекта «Фестиваль «Территория» в гостях у Зимнего международного фестиваля искусств».

– Важно ли для вас завоевывать молодую аудиторию?

– Конечно! Мы расширяем границы жанра, создавая синтетические спектакли и концерты вместе с драматическими актёрами. Мы можем себе позволить выйти на улицы и давать концерты в метро и на вокзалах. Я, например, приглашал порой джазовых, этнических музыкантов в свои концерты, а в один новогодний концерт ещё 5 лет тому назад я пригласил рэпера. Главное, чтобы было талантливо и искренне!

– Вам интересны эксперименты с разными площадками?

– Это разнообразие и удовольствие. Единственное, что не всегда есть условия для хорошей подготовки. Я бы предпочёл температурный режим от 22 до 24 градусов. Ведь для каждого инструмента есть свои температурные ограничения. В паспорте гобоя, например, написано, что его нельзя открывать при температуре ниже 13 градусов. Однажды на моих глазах лопнул гобой, когда мы играли на открытой площадке. Нас тогда спасали от холода только коньяк и пледы.

Источник новости